Россия, 2014
Режиссёр — Дмитрий Грачёв
В ролях: Евгений Миронов, Аня Чиповская, Винни Джонс, Иван Верховых, Владас Багдонас, Никита Панфилов, Линда Нигматулина, Кирилл Козаков
Продолжительность — 120 мин.
Первая за много лет главная роль Евгения Миронова в амбициозной российской фантастике про миры будущего, видимо, заслуживающей чести стать возвращением на киноэкраны актёра такого калибра — так виделся фильм «Вычислитель» в теории. Практика же стала непоколебимой скалой, о которую вдребезги разлетелись все надежды на лучшее.
«Вычислитель» напоминает о том грустном времени, когда любой российский кинопроект, хоть немного покушавшийся на заигрывание с жанровым кино, автоматически обозначал полтора-два часа закатывания глаз и ожесточённого хлопанья ладонью по лицу. Сейчас подобный стабильный уровень базовой некомпетенции во всём наблюдается разве что в комедиях под вывеской Enjoy Movies — да и там случаются счастливые исключения. «Вычислитель» же счастливо возвращает нас во времена какого-нибудь «Параграфа 78», со всеми вытекающими — невнятные ошмётки идей и клише вместо сценария, летаргическая динамика происходящего в кадре, хватание за голову раз в полчаса.
В основе «Вычислителя», как выясняется, лежит книжка отечественного фантаста Александра Громова, вроде бы довольно почитаемая в кругах любителей русской фантастики. Если книжка и вправду хорошая, то сценаристы «Вычислителя», коих в титрах числится аж четверо, приложили все возможные усилия, чтобы превратить её в максимально убедительное подобие сочинения впечатлительного пятиклассника по мотивам всех любимых фантастических романов разом. (Я в пятом классе писал такие, знаю, о чём говорю).
Вроде бы абсолютно понятной истории про борьбу тоталитарного общества с несогласными (актуальная, правда, всё больше пару лет назад — нынче на злободневной повестке дня немного другие материи, посолиднее) категорически не хватает внятности — особенно в свете того, что за верхушку тоталитарного общества, угнетающего свободную мысль, в основном отдувается пожилой тюремщик, злодейски беседующий в нарисованных декорациях с нарисованным кубиком. Понятно, для полномасштабного фантастического эпоса нужны соответствующие вложения, но всё же компромиссы «Вычислителя» между тем, что нужно показать, и тем, что показать по карману, бьют по и без того колченогому результату довольно сильно — когда опасная для режима коммуна обосновавшихся на болотах головорезов, куда герои бредут битых две трети хронометража, оказывается подвалом на пару комнат, где греются у костров пара-тройка облачённых в лохмотья доходяг, не хватит никакой готовности к принятию художественной условности.
Оказавшись среди бесконечных серых болот, по которым периодически пробегает какая-нибудь нарисованная на компьютере опасная нечисть (некоторую фильм великодушно объясняет, про прочую забывает сказать и полслова), Евгений Миронов поступает, в общем, единственно возможным в подобных обстоятельствах способом — уверенно и не без огонька изображает Евгения Миронова. Талантливой Чиповской предлагают всё больше смотреть на него круглыми глазами и читать усыпляюще-монотонным голосом закадровый текст, в котором её героиня никак не может разобраться — быть ли ей отвлечённым рассказчиком, который просто даёт необходимый фон для истории, или начинать торопливо-просторечно пересказывать все свои переживания подряд? Для верности она выбирает оба варианта сразу.
Винни Джонс тоже работает Винни Джонсом, опасным бугаём, готовым в любую минуту кому-нибудь что-нибудь откусить — в финале он, правда, внезапно примиряется с героем Миронова, не потому, что между ними происходит что-то, объясняющее такое решение, а потому что того требует логика истории. В «Вычислителе» так устроено практически всё — сценаристы интуитивно понимают, каким образом должны развиваться взаимоотношения их героев, и тотальная невозможность придумать для этого развития рабочих драматургических механизмов никак не мешает им показывать всё именно так. Мягко говоря, непросто высидеть двухчасовую фантастическую ленту, где всё происходит непонятно толком почему.
Вердикт — категорически невнятная отечественная фантастика