Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Бабадук»

Фильм: «Бабадук»

30.01.2015
13

The Babadook, Австралия, 2013

Режиссёр — Дженнифер Кент
В ролях: Эсси Дэвис, Ноа Уайзмен, Дэниэл Хэншолл, Тим Пурселл
Продолжительность — 93 мин.

Было бы здорово показывать «Бабадук» на сдвоенном сеансе с фильмом «Интерстеллар». Жанры, конечно, совсем разные — одно эпическая лекция про путешествие в космос, другое — психологический хоррор про семью. Но в то же время в одном мужчина высказывается о том, что такое быть отцом, а в другом — женщина о том, что такое быть матерью. Дискуссии потом были бы просто загляденье.

«Бабадук» вырос из чёрно-белой короткометражки «Монстр», которую австралийская актриса Дженнифер Кент (самое известное, в чём её можно было видеть — вторая часть «Бэйба», «Поросёнок в городе», где у неё была крошечная эпизодическая роль) сочинила и сняла десять лет назад. Заход был тот же — мать-одиночка сталкивается с тем, что фантазии её шестилетнего сына о монстре из тёмного угла, кажется, не совсем беспочвенны. Но за десять лет монстр не только обрёл собственное имя, но и расправил крылья — причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Любой лучший хоррор, как, в общем, и практически всякое жанровое кино — на самом деле не про ужас, а про того, кто с ним встречается. «Бабадук» в этом плане — такой рекордсмен жанра (чем и объясняется его неожиданно туго для представителя жанра набитая копилка различных призов); Кент здесь параллельно с историей о столкновении с монстром уверенно выводит довольно глубокую и небанальную семейную драму. Что, если семейная связь, которую мы привыкли видеть изображаемой в качестве абсолютной ценности, может быть токсичной? Что, если то, что должно быть по идее твоему сердцу дороже всего, на самом деле постепенно сводит тебя с ума? «Бабадук» отталкивается от этих нелёгких вопросов и идёт дальше и глубже — страшно на нём вовсе не только от того, как пугает непостижимое чудовище, но и от того, что бывает с людьми и без помощи сверхъестественных незваных гостей.

Впрочем, и с чистым жанром Кент обращается не просто уважительно, а весьма виртуозно. Как ужастик «Бабадук» сделан увесисто и атмосферно, с приятной рукодельной старомодностью и чётким пониманием самой природы страха — Кент блестяще усвоила урок Хичкока о том, что страшнее всего то, чего не видно. Сам монстр, впрочем — просто загляденье, создание одновременно неуловимо нелепое (о, этот угольно-чёрный цилиндр!) и столь же пугающее. Отдельный специальный приз хотелось бы выдать тому человеку, что создал появляющуюся в кадре книжку с картинками, предрекающую героям встречу с Мистером Бабадуком — если бы продавались отдельно, я бы купил такую домой, вот правда.

«Бабадук» не просто вытряхивает зрителя из будничного спокойствия — он западает одновременно в голову и в душу, уйти с него, не унеся ничего с собой, не получится категорически. К тому же Кент придумала для этой истории поистине грандиозный финал, внезапный, взрослый и невероятно мудрый. Как бы не советовала обратное книжка с красной обложкой и чёрными картинками, если в дверь стучится мистер Бабадук — всё-таки стоит ему открыть.

Вердикт — замечательный австралийский хоррор — глубокий, страшный, важный, атмосферный, небанальный

Рекомендуем почитать