The Second Best Exotic Marigold Hotel, Великобритания/США, 2015
Режиссёр — Джон Мэдден
В ролях: Мэгги Смит, Джуди Денч, Билл Найи, Дев Патель, Ричард Гир, Тамсин Грег, Селия Имри, Рональд Пикап, Диана Хардкасл, Тина Десаи, Лиллет Дубей, Дэвид Стрейтерн
Продолжительность — 122 мин.
Бывают такие путешествия, что переворачивают всё твоё существо — а бывают просто поездки так себе, когда и отель ничего особенного, и еда не фонтан, и экскурсии какие-то нелепые, и местность ни то, ни сё. Но — такое путешествие можно спасти хорошей компанией, и именно такое происходит в «Отеле „Мэриголд“: заселение продолжается».
Как можно понять из этого довольно неловкого русского подзаголовка, перед нами продолжение. Три года назад постановщик «Влюбленного Шекспира» (когда-то ко всеобщему недоумению выкружившего «Оскар» не только у «Спасения рядового Райана», но и у «Тонкой красной линии») Джон Мэдден собрал ветеранов английского кино в экранизацию популярного романа «Отель „Мэриголд“, лучший из экзотических», в котором компания англичан на пенсии внезапно обретала новую жизнь и новые увлечения в задрипанной гостинице в Индии. В «Заселении» эта история продолжается — владелец отеля вместе со ставшей его компаньонкой одной из постоялиц пытается расширить бизнес, организовав сеть специальных недорогих гостиниц для пенсионеров, ищущих приятный последний приют на лоне экзотической природы, а у каждого из постояльцев разворачивается своя новая история, в основном романтического свойства.
В качестве истории о том, что любить и жить не поздно никогда, эта серия про индийский отель как финальное пристанище разворачивается довольно убедительно — если и есть на свете фильмы, специально заточенные под то, чтобы было не стыдно сводить маму или бабушку, то это как раз «Отель „Мэриголд“» и его продолжение. Разумеется, вся эта история выполнена в режиме максимально прямолинейной (слегка) комической мелодрамы, и разрешение большинства здешних конфликтов считывается даже не на этапе их завязки, а где-то немножко до — но есть в «Отеле» качества, из-за которых на его схематичность как-то совершенно не хочется фыркать.
Во-первых, при всей своей простоте он всё-таки пропагандирует совершенно правильные идеи — ну кому, спрашивается, не хотелось бы, чтобы у его старших родственников, да и у него самого со временем, жизнь с выходом на пенсию не превращалась в унылое неизвестно что, а только расцветала новыми красками? Во-вторых, это компания — здесь подобралась такая, что с ней не только по зубам любое самое унылое путешествие, а можно вообще никуда не ездить. Среди новых лиц здесь Ричард Гир, исполняющий роль стареющего плейбоя с лукавой грацией потягивающегося шикарного кота, и замечательная женщина Грег, памятная нам по сериалам «Книжный магазин Блэка» и «Эпизоды».
Но главный актёрский аттракцион «Заселения» — это, конечно, нежнейший дуэт Денч и Найи. Одна переиграла тысячу железных женщин, другой — немыслимое количество злодеев во всевозможных кино-сериалах со спецэффектами; оба явно упиваются возможностью разыгрывать робкий роман самых обычных людей, давным-давно позабывших, что делать, когда в груди начинает настойчиво стучаться новое чувство. Впрочем, дуэт Мэгги Смит в роли язвительной старой ворчуньи с железными принципами и золотым сердцем и Дева Пателя в роли переполненного бесконечным энтузиазмом менеджера и владельца отеля (сценаристы с явным удовольствием рассовывают по фильму дружелюбные шутки про уши его героя), почти не хуже.
Да, в «Отеле „Мэриголд“: заселение продолжается», пожалуй, многовато лишней суеты при почти полном отсутствии хоть сколько-нибудь весомой драмы — он периодически делает вид, что собирается задуматься на понятную в подобной истории тему неизбежности смерти, но каждый раз отмахивается и откладывает на потом. Впрочем, так, наверное, поступает с этой темой каждый, и в этой обычности, в общем, и сила фильма. Он простыми словами рассказывает о простых, но важных вещах и ни на секунду не пытается состроить более сложную физиономию, за что ему в конечном итоге хочется сказать спокойное, но искреннее спасибо.
Вердикт — туристическая мелодрама о том, что и на закате жизни совершенно нет повода эту самую жизнь не жить — простодушная, но приятная