Красноярский операционный офис Альфа-Банка по традиции подвел итоги работы за прошедший год. Как рассказали региональные руководители банка, в целом период был пройден успешно, все три ключевых направления — корпоративный и розничный сегменты, и блок массового бизнеса — показали прирост. Кроме того, было отмечено, что в связи со сложившейся экономической ситуацией в этом году банк существенно изменил подходы к работе с клиентами во всех направлениях.
Кредитование отходит на второй план
По словам управляющего ОО «Красноярский» Виктора Чухломина, на начало 2015 года объем корпоративного кредитного портфеля Альфа-Банка в Красноярске составил более 12,6 млрд руб., продемонстрировав трехкратный рост по отношению к началу прошлого года. — Количество корпоративных клиентов за год увеличилось на 40%, на данный момент в их числе более 5 100 юридических лиц. Такой рост свидетельствует о доверии клиентов к банку, — отметил Чухломин.
Высокий уровень доверия к банку подтверждает и значительный рост таких показателей как остатки на счетах компаний и размещение ими средств в депозитах и векселях Альфа-Банка. Так, на 1 января 2015 года остатки на счетах компаний составили 434 млн руб., что на 37% больше, чем в январе 2014 года, а объем средств, размещенных в депозитах, приблизился к 2,5 млрд руб. (рост показателя в 6 раз).
Просроченная задолженность в корпоративном блоке красноярского Альфа-Банка составляет на сегодня 3,9%, и, как признал Виктор Чухломин, она имеет тенденцию к росту. Однако это не слишком беспокоит руководство банка. — По большей части это рабочая задолженность, и мы расцениваем ее как один из элементов новой экономической реальности, — пояснил Чухломин.
Тем не менее, в наступившем году банк несколько меняет политику работы с корпоративными клиентами, исходя из сложившейся экономической ситуации. — Сейчас все понимают, что эта ситуация не на один год. Поэтому ждать какого-то отскока смысла нет, нужно приспосабливаться к новым условиям, — отметил руководитель офиса Альфа-Банка.
Так, кредитование отходит на второй план, а приоритетным для банка становится качество кредитного портфеля и обслуживания. Как отметил Виктор Чухломин, банк намерен делать акцент на своих традиционно сильных сторонах — технологиях, сервисе, скорости принятия решений.
Один из новых продуктов, который появился в связи с кризисными явлениями, — работа с заемщиками в рамках постановления правительства № 1044. В нем говорится о поддержке инвестпрограмм в тех отраслях, которые приоритетны для экономики России, и Альфа-Банк вошел в число банков, которые работают в рамках данной программы.
— Что касается самой экономической ситуации, безусловно, есть серьезный негатив в плане санкций и девальвации. Однако радует положение производителей, которые были ориентированы на импортозамещение и вкладывали в будущее. Этим компаниям сейчас, безусловно, воздалось. Мы со своей стороны готовы поддерживать этих производителей, как в рамках постановления правительства, так и собственных продуктов банка, — заявил Чухломин.
В рознице — новые услуги и продукты
Розничный бизнес Альфа-Банк в Красноярске также показал высокие темпы роста в 2014 году. Общий объем средств по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 33% и составил 7,4 млрд рублей. Общий кредитный портфель увеличился на 18% и составил 6,1 млрд руб. Число клиентов выросло на 6% и сейчас их у Альфа-Банка в Красноярске около 144 тыс. человек.
Как отметил директор по розничному бизнесу Альфа-Банка в Красноярске Игорь Гончаров, основным драйвером роста стали кредитные карты, а также каналы удаленного обслуживания — интернет-банк «Альфа-Клик» и мобильное приложение «Альфа-Мобайл».
Так, объем портфеля кредитных карт Альфа-Банка за прошлый год вырос на 50% и достиг 1,9 млрд руб. По портфелю кредитных карт банк сейчас находится в пятерке лидеров рынка с долей 6,9%. Кроме того, в прошлом году Альфа-Банк открыл 3 новых офиса в Красноярске и один в Ачинске, доведя их общее число до 11.
Экономическая нестабильность, начавшаяся в прошлом году, также отразилась на работе розничного блока Альфа-Банка, в связи с чем, подход к работе с клиентами в этом направлении был скорректирован. — Традиционно мы неактивно работали в части привлечения депозитов. Однако в конце 2014 года за считанные недели наша депозитная база выросла в 4 раза. С одной стороны, это доказывает, что клиенты нам доверяют — в то время как во многих банках люди в панике опустошали банкоматы, к нам они несли деньги и открывали депозиты. С другой стороны, мы пришли к выводу, что полностью меняется понимание того, что для клиента первично. Если в предыдущие годы мы работали как банк, в котором точкой входа являлся кредит, то в новой реальности такой точкой входа становится пакет услуг, — пояснил Игорь Гончаров.
Так, в начале 2015 года Альфа-Банк объявил о вводе новых пакетов услуг «Эконом» и «Оптимум». Как отметил Гончаров, это некий «апгрейд» прежних пакетов услуг, у которых появились дополнительные возможности.
Еще одни новинки — карта «Alfa-Miles» и индивидуальная зарплатная карта. — Индивидуальная зарплатная карта — очень нужный и востребованный продукт. Он позволяет любому человеку получать на карту Альфа-Банка свою зарплату, при этом обслуживание и выпуск этого продукта для клиента абсолютно бесплатны. Особенность новой карты «Alfa-Mi1es» в том, что клиент может накапливать мили и тратить на приобретение авиабилетов абсолютно любых авиакомпаний, а также железнодорожные проезды с РЖД. Очень важной особенностью карты является бесплатное неограниченное снятие наличных за границей в рамках пакетов услуг «Максимум» «Комфорт», — отметил Игорь Гончаров.
Малому бизнесу труднее всего
Наконец, еще одно ключевое направление работы Альфа-Банка — обслуживание массового бизнеса. Речь идет о предпринимателях с годовым оборотом до 350 млн руб. В прошлом году этот сегмент также показал существенный рост — комиссионный доход Альфа-Банка увеличился на 148%, а среднемесячные остатки до востребования на счетах клиентов увеличились на 20% по сравнению с началом года.
Как рассказала директор по массовому бизнесу Альфа-Банка в Красноярске Татьяна Мачина, количество клиентов банка в этом направлении на данный момент превысило 4,3 тыс., увеличившись за год на 68%. Доля банка в этом сегменте в городе за два последних года показала внушительный рост — почти в пять раз: c 2,2% до 9%.
Несмотря на в целом успешный год для блока массового бизнеса, в Альфа-Банке признались, что клиенты этой категории сейчас испытывают наибольшие трудности. Мачина с сожалением отметила, что многие предприниматели сейчас заняли выжидательную позицию и не пытаются приспособиться к новым условиям. Однако это бесперспективный подход, с которым невозможно выжить. — С другой стороны, есть и те, кто активно ищет выходы из ситуации и пути развития, внедряет программы импортозамещения, придумывает новые идеи. К примеру, все вы знает, что отечественный турбизнес сейчас переживает не лучшие времена, но у нас есть клиенты, которые перешли на российские программы, причем предлагают свои продукты не только на внутреннем, но и на внешних рынках, — рассказала Татьяна Мачина.
Альфа-Банк со своей стороны готов помочь предпринимателям. Чтобы стать доступнее для клиентов, в прошлом году в Красноярске было открыто три дополнительных офиса обслуживания. Кроме того, банк начал активно продвигать такое предложение, как интернет-заявки на открытие счета и онлайн консультирование для предпринимателей. Помимо усиления сервиса и технологичности обслуживания, Альфа-Банк сделал упор на нефинансовые методы поддержки малого бизнеса. Так, в конце прошлого года стартовал проект «Сравни себя». — Это новый нефинансовый сервис Альфа-Банка, задача которого заключается в том, чтобы помочь клиентам-предпринимателям в развитии их бизнеса. Это набор лучших практик конкретной отрасли рынка в одной компактной брошюре, которую каждый предприниматель может получить в банке совершенно бесплатно. Во время работы над первым этапом проекта Альфа-Банк собрал рекомендации и советы от лучших экспертов ресторанного рынка. Следующая брошюра, которая выйдет уже в апреле 2015 года, будет посвящена сегменту магазинов у дома, — рассказала Татьяна Мачина.