Правда, участие во Второй мировой в основном сводилось к поставкам провианта Японии, да в постройке дорог для поддержки японской же операции в Бирме. На выбор стороны конфликта оказала влияние предшествующая этим событиям Франко-тайская война 1940 года, связанная с разделом территории Лаоса и Камбоджи, во время которой Япония активно помогала Таиланду захватить земли соседних государств. Да и по итогу действий Японии во Второй мировой королевству досталось в управление несколько крупных пограничных районов Малайи и Бирмы, однако, потом все пришлось вернуть. В 1944 прояпонское правительство было вынуждено уйти в отставку, а Таиланд начал искать пути сотрудничества с антигитлеровской коалицией, но это уже совсем другая история.
Между тем, свой День победы есть непосредственно на Пхукете, где мы живем вот уже три месяца. Причем события, связанные с этим праздником, оказывают на островных тайцев не меньшее влияние, чем на русских всё, что связано с Великой Отечественной войной. И, в отличие от наших соотечественников, традиция почитать героев (точнее, героинь) этого дня состоит не в массовой вспышке патриотизма продолжительностью неделя-раз-в-году, а в ежедневном маленьком ритуале, выполняемом безо всякой оглядки на общественное мнение.
Итак, перенесемся в прошлое. Но не на 70, а на целых 230 лет назад. Сюжет этой истории вполне мог бы лечь в основу приключенческого фильма: в одной знатной семье, проживавшей на Пхукете, было две дочери, Чан и Мук. Старшая из них стала женой губернатора южного тайского города Чумпхона, его звали Пхайя Пимон. Через некоторое время по указу короля Рамы I (основателя династии Чакри, из которой вышел и действующий монарх, Рама IX) супруг Чан был назначен наместником на Пхукете, и сестры вновь воссоединились на родном острове.
В это время в Таиланде было очень неспокойно — шла Война девяти армий, связанная с нападением на страну агрессивного и могущественного в то время северного соседа, Бирмы под руководством короля Бодопайи. Молодой тайский правитель Рама I лично возглавил основные войска, однако бирманцы продолжали атаковать провинции страны, пользуясь тем, что большая часть тайцев-мужчин находится в составе действующей армии. В 1784 году взоры захватчиков обратились в сторону Пхукета, который уже тогда славился богатыми месторождениями олова. Примерно в это же время генерал-губернатор острова Пхайя Пимон скоропостижно скончался, оставив провинцию фактически без лидера. Но авторитет его жены Чан был столь высок, что местные жители попросили ее возглавить оборону острова в случае вторжения бирманцев.
А бирманцы действительно планировали наступление. За несколько дней до первой атаки к Пхукету причалил корабль Френсиса Лайта, английского мореплавателя, состоявшего на службе у Ост-Индской компании. Благородный капитан, направлявшийся по служебным делам в Малайю, предупредил Чан о том, что видел бирманские корабли у берегов Пхукета, а, значит, пришла пора собирать силы для обороны. Кстати, через год после описываемых событий Френсис Лайт основал Джорджтаун, столицу малазийского штата Пенанг, которая в наше время считается одним из красивейших городов Азии.
Но вернемся к нашим сестрам. Чан и Мук оказались в сложном положении — к Пхукету приближались бирманские войска, а мужчин на острове оставалось совсем мало. Правительницы приняли решение укрепить форт в городе Таланг в северной части Пхукета. Сюда свезли всё оружие, какое только было на острове, а также собрали людей из ближайших деревень — включая женщин, стариков и детей.
Чан и Мук пошли на хитрость — они уговорили всех местных таек обрезать волосы и надеть мужскую одежду, вооружили их бамбуковыми палками, похожими на мушкеты и соорудили на стенах форта муляжи пушек из пальмовых листьев.
Когда бирманская армия, насчитывавшая около 2500 человек, высадилась на северной части острова и подошла к стенам форта, взору завоевателей предстал грозный противник: разведчики рассказали, что Таланг «патрулируют тысячи воинов», очевидно, переброшенных из северного Таиланда. Затея удалась — после 25 дней осады форта и нескольких попыток взять его (каждая из атак сопровождалась ожесточенным сопротивлением местных жителей под управлением немногочисленных «настоящих» тайских солдат), бирманцы отступили и 13 марта 1785 года погрузились на корабли, покинув Пхукет. Примерно в это же время недалеко от Бангкока, ставшего по королевскому приказу столицей страны, войска Рамы I разгромили основные силы неприятеля, а еще через год в битве при Та Дин Данге (городе на западе Таиланда) армия агрессора Бодопайи была окончательно разбита.
Тайский король в благодарность за отвагу, проявленную при обороне Пхукета, присвоил сестрам Чан и Мук титулы, аналогичные рыцарским. Так, Чан была названа Тхао Тхепкассатри (что означает «воительница богов»), а Мук — Тхао Сисунтхон (что означает «богиня красоты»). В 1967 году в Таланге им воздвигли памятник, который находится в центре кольцевого перекрестка двух оживленных улиц — Thepkrasattri и Si Sunthon соответственно. Если вы будете ехать из аэропорта в Пхукет-Таун, вы обязательно проедете по одной из них и увидите Монумент героиням острова. Его изображение, кстати, присутствует на гербе Пхукета, который отпечатан на множестве местных достопримечательностей: две женщины с мечами наголо и короткими стрижками стоят рука об руку, глядя на север, откуда приходили бирманцы.
А все жители Пхукета, проезжая мимо Монумента в любой день и в любое время суток приветствуют героинь знаком «вай», складывая руки на груди и кланяясь.
Это потрясающе — я видела, как это делают водители автобусов и такси, прохожие и даже мотобайкеры! Причем современные молодые тайцы, разъезжающие по Пхукету на прокачанных автомобилях, непременно склоняют голову, проезжая перекресток на Таланге. Ежегодно в середине марта здесь проходит праздничный фестиваль, посвященный Дню Победы — с театрализованными представлениями, народными гуляниями и ярмаркой и фейерверком.
Кстати, интересный факт — в 1810 году, уже после смерти Рамы I, неугомонные бирманцы таки завоевали Пхукет в ходе краткой военной компании, однако новый король Рама II тут же отправил на остров 20-тысячную армию, которая с легкостью прогнала захватчиков с острова.
Со времени событий 1785 года на Пхукете осталась еще две традиции. Во-первых, девушки Пхукета, провожая призывников в армию (мужчины старше 20 лет обязаны отслужить 2-3 года в королевских войсках), стригут волосы «под мальчика» в память о сестрах Чан и Мук. А во-вторых, отправляясь в путешествие, жители острова заезжают на Монумент, чтобы почтить память героинь (их ласково называют Ya Chan и Ya Mook — «бабушка Чан» и «бабушка Мук») и попросить их о защите от неприятностей в дороге. Для этого тайцы возлагают цветы и зажигают ароматические палочки у миниатюрной копии памятника у постамента скульптуры, а также наклеивают на фигурки сестер маленькие листочки сусального золота.
Здесь же неподалеку расположен Национальный музей Таланга — его открыли 30 лет назад, в честь 200-летия победы над Бирмой. Он работает ежедневно, так что обязательно загляните, если отправитесь на Пхукет в отпуск — и вспомните историю двух сестер-героинь!