Это довольно неожиданный и скорее грустный поворот — потому что в этом собеседнике мы вроде бы привыкли быть уверенными. За те два десятка лет, что Брэд Бёрд шёл гордой тропой от аниматора в «Симпсонах» до большого киношного автора с собственным почерком, мы (ну, те, кому было интересно к нему прислушиваться) многое успели узнать о нём и о том, какие штуки подпитывают механизмы в его голове. Стильная ретро-фантастика, взращенная на стыке антивоенного пафоса 50-х и оптимистического взгляда на технический прогресс 60-х; истории про столкновение удивительных, наделённых особенными талантами людей, и инертного общества, не готового удивляться; виртуозные, продуманные до мельчайших балетных деталей сцены действия; чистосердечная сентиментальность, тоже, кстати, довольно старомодная.
Режиссёр Брэд Бёрд
В ролях: Бритт Робертсон, Джордж Клуни, Рэффи Кэссиди, Хью Лори, Тим МакГроу, Кэтрин Хан, Киган-Майкл Кей
Продолжительность — 130 мин.
В этаком свете «Земля будущего», как фильм, где большинство озвученных выше мотивов выходят на первый план, становятся центральной темой, должен был стать чем-то вроде opus magnum Бёрда — но не стала. Ингредиенты вроде бы всё те же, что и, скажем, в «Стальном гиганте» или гениальной «Суперсемейке» — но сочетание вдруг далеко не такое выверенное, странное, нелепое, ни к чёрту. Можно, конечно, списать всё на дурное влияние соавтора сценария Дэймона Линделофа, которому недруги активно приписывают главную роль во всех нестыковках сериала «Остаться в живых» или «Прометея» Ридли Скотта. Нестыковок здесь действительно полно — «Земля будущего» принадлежит к тому специфическому классу фильмов, что забывают собственный текст минут через пять-десять после его произнесения.
Сюжет из-за этого все два часа рассыпается на плохо стыкуемые между собой отрезки — понять, что именно и для чего делают герои, довольно непросто, ибо формулировки всё время меняются.
Но основные проблемы фильма всё-таки глубже, чем невозможность свести сюжетные концы друг с другом. В «Земле будущего» Бёрд переживает трансформацию, схожую с приключившимся с его здешним соучастником Клуни в его режиссёрских проектах. Доходчивость его миссионерской мысли как будто становится ему в разы важнее любых других аспектов его художественного высказывания. Он, безусловно, хочет поговорить о том, что для него по-настоящему важно — о том, как человечество смотрит в будущее, какие ужасы оно там видит, и как можно это исправить; и сказать, что эти идеи не совсем актуальны для человечества на сегодняшний день, никак нельзя.
Но когда этот разговор пакуется в такое вот кино — непродуманное, разваливающееся на ходу, хотя и с массой интересных придумок, отличными девочками в главных ролях и несколькими узнаваемо здорово придуманными поединками — гуманистический посыл оборачивается настойчивой назидательностью, которая неприятно прёт напролом, не сдерживаемая гармонично придуманной историей. Намерения у Бёрда самые искренние, но в «Земле будущего» он словно зажимает тебя в углу и начинает транслировать тебе прямо в ухо одно и то же сообщение на громкости, на пару-тройку делений превышающую допустимое в приличном обществе. Мягко говоря, неприятно — а от того, что такая оказия приключилась с умнейшим интеллигентным человеком, с которым до этого всегда было и весело, и нескучно поговорить, грустно вдвойне.
Вердикт — плакатная фантастика с правильными идеями, но ужасно несбалансированным изложением