Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Спецклассы: путевка в профессию

Спецклассы: путевка в профессию

24.09.2015
3
Фото: pixabay.com

Инициатива создания в школах края специализированных классов в январе 2015 года была озвучена губернатором региона Виктором Толоконским. Очевидно, он во многом опирался на опыт Новосибирской области, где продолжительное время работал до этого. Эксперимент по запуску спецклассов наши соседи начали еще в 2010-м году, тогда в школах области было открыто 23 подобных класса. О том, насколько удачной оказалась эта инициатива, можно судить по следующим фактам. Новосибирцы проект не свернули — он продолжается до сих пор, а число спецклассов по области на данный момент перешагнуло отметку в две сотни.

Суть проекта

Материалы по теме
Сергей Стафеев: «Успешную карьеру нужно делать в науке»
Как сделать физфак престижнее эконома и юридического

Разговоры о том, что цепочка школа-вуз-предприятие давно порвана и каждое из ее «звеньев» живет собственной жизнью, уже стали общим местом. Большинство школьников мечтает стать юристами, экономистами, маркетологами, а после окончания вуза не может найти работу по специальности — рынок переполнен такими специалистами. Но при этом во многих известных и успешных компаниях только и говорят, что о кадровом голоде. Создание спецклассов — один из шагов к решению этой, уже ставшей системной, проблемы.

Спецклассы математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности должны с одной стороны дать школьнику более глубокие знания по выбранному направлению, а с другой — помочь ребенку составить не абстрактное, а максимально приближенное к реальности представление о будущей профессии и сфере деятельности.

Предполагается, что окончившие такие классы школьники при поступлении выберут инженерные и технические специальности, а значит, проблема дефицита кадров в среднесрочной перспективе будет стоять не так остро.

Конкурсный отбор школ

Красноярские школы, в которых были открыты классы с углубленным изучением физики, математики, химии и биологии, определялись по итогам конкурса. В общей сложности в нем приняло участие порядка 50 образовательных учреждений края. Учебные заведения сами решали, классы по каким направлениям они готовы открыть, и также самостоятельно занимались составлением учебной программы.

Школы-победители — всего их 25 — были отобраны по совокупности критериев: кадровая и материальная база, результаты ЕГЭ и проч. Главное же условие — тесное взаимодействие с высшими учебными заведениями края.

Именно это и отличает проект спецклассов от, например, классов профориентационых — такие есть и в Красноярске, и в школах края.

Обучение в спецклассах будет проходить при непосредственном участии преподавателей высшей школы. Более того, заниматься со школьниками они будут в стенах вуза, с использованием вузовской материальной базы — лабораторий, оборудования, что также должно сработать на главные цели проекта. На оплату работы педагогов, приобретение специализированного оборудования и учебных пособий школы-победители конкурса получат дополнительное финансирование из краевого бюджета — 18,8 млн руб. на 1,5 года.

Конкурсный отбор учеников

С 1 сентября 2015 года по особой программе уже начали обучаться 625 школьников 8-х и 10-х классов по всему краю. Они, как и школы, попали в число счастливчиков после конкурсного отбора. В его основе рейтинговая система: успеваемость, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах — каждому из этих критериев был присвоен определенный вес.

Школы со спецклассами
Красноярск
Школы № 7, 143, 144, 145, лицеи № 2, 3, 6, 7, 9, гимназии № 1, 9, 10, 11, 13.

Города края
Лицей №174 (Зеленогорск), лицей №102 (Железногорск), гимназия №91 (Железногорск), лицей №1 (Норильск), школа №106 (Железногорск), лицей №1 (Канск), лицей №1 (Ачинск), гимназия №1 (Минусинск), лицей (Лесосибирск), школа №8 (Назарово), гимназия №1 (Сосновоборск).

По сумме баллов выстраивался общегородской рейтинг, на основании которого школьник попадал либо не попадал в выбранный им специализированный класс. Причем, класс этот не обязательно должен работать в «родной» школе — привязка к прежнему месту обучения никакого значения не имела. Уже в первый год работы проекта конкурс был немаленький — в специализированные классы взяли не всех, кто на это претендовал.

Финансирование на обучение ученика спецкласса в 2,5 раза превышает средства, которые идут на ученика обычного класса. Но и проводить за партами таким школьникам придется намного больше времени. Фактически обучение в спецклассе — это так называемая «школа полного дня», когда последнее занятие заканчивается в четыре-пять часов вечера, а то и позже. Особый режим работы требует и особого подхода. Обязательное условие для таких учеников — своевременные обеды, ежедневные продолжительные прогулки в сопровождении педагога. И еще один, помимо длительности обучения, элемент взрослой жизни — школьники получают зачетные книжки, в которых выставляются оценки по всем пройденным предметам.

Будущее проекта

Второй этап проекта по созданию в крае специализированных классов стартует ровно через год. Предполагается, что с 1 сентября 2016 года в регионе будет организовано еще 25 спецклассов.

На эти цели в 2015 году в бюджете предусмотрено более 10 млн рублей. Таким образом, совокупное число классов с особой программой вырастет до 50-ти. А у учеников и их родителей есть достаточно времени на размышления, оценку своих возможностей и тщательную подготовку. Успешная учеба сейчас — это большой шаг к востребованной, важной и хорошо оплачиваемой профессии в будущем.

О более долгосрочных планах в Минобразования края пока не говорят. Но тут опять же можно обратиться к опыту соседей. В Новосибирской области проект разросся не только вширь (число спецклассов за пять лет выросло в 10 раз), но и вглубь. Так к математическим, естественно-научным и инженерно-технологическим классам прибавились и другие направления — были открыты биотехнологический и агротехнологический классы.

Наталья Мороз

Толоконский Виктор Александрович
Экс-губернатор Красноярского края

Рекомендуем почитать