В титрах «Воина», наряду с фамилиями исполнителей ролей и авторов фильма, присутствует логотип телекомпании «Россия» — и так уж вышло, что именно он красноречивее всех имён говорит о том, что за фильм перед нами. Дело в том, что на канале «Спорт», одном из дочерних каналов «России», существует проект «Fight Night», в рамках которого реальные спортсмены-единоборцы бьются на круто организованной сцене за приличный призовой фонд на потеху телезрителям. Так вот, художественный фильм «Воин» — ни что иное, как полуторачасовой рекламный ролик к этому проекту.
Продолжительность — 90 мин.
Нет, тут есть какой-то сюжет — вернее, Сюжет с заглавной «С», люто закрученная семейная драма про двух братьев, полная таких подробностей, что фильм даже не успевает толком их расхлёбывать. В Калининграде участвовать в Fight Nights независимо друг от друга отправляются двое братьев, не разговаривающих уже много лет. У них умерла мама, но жив папа, бывший тренер и алкоголик, а ныне завязавший капитан рыбацкого судна. У старшего брата жена-стриптизёрша и смертельно больная дочка, которой срочно требуется операция за много-много денег — и старая травма, нанесённая ещё в детстве младшим, из-за которой на ринге его можно прикончить одним точно подобранным ударом. У младшего багаж сложных отношений со всеми оставшимися в живых родственниками и сомнительное прошлое в морской пехоте. Ещё есть коварный олигарх, стравливающий братьев ради улучшения шоу.
Весь этот торжественный парад всех возможных сюжетных клише борцовской драмы, грубовато натолканных в один фильм, режиссёр Алексей Андрианов, автор недурственного «Шпиона» по Акунину, разыгрывает в форме затянувшегося на полтора часа мотивационного музыкального видео для какой-нибудь смертельно серьёзной отечественной рэп-команды. Кто-нибудь вроде «25/17», звучащих в саундтреке дважды, причём с одной и той же песней, вполне подошёл бы на эту роль.
Визуальная поэтика пробежек в худи и ломовых схваток на ринге для «Воина» гораздо важнее связности собственной горячечной истории, в подробностях которой он под конец начинает настолько путаться, что махает на большинство из них рукой. (Что там конкретно случилось у младшего брата в морской пехоте, что одни считают его погибшим героем, а другие дезертиром, так толком и не станет ясно). Хотя схватки, которые в таком кино положено снимать по высшему уровню, тоже даны как-то не очень внятно.
Возможно, виной тому телевизионная природа проекта Fight Nights, настойчиво влезающая в кадр. О том, что перед нами телепроект, нам не дают забыть ни на минуту — в кадре регулярно появляются телевизионные синхроны с комментариями от персонажей фильма, натыканные будто бы в случайном порядке (скажем, проходные герои дают вдруг комментарии об одном из участников боёв, а после этого про него ещё час экранного времени говорят в передаче, что он человек-загадка), бои идут с назойливым комментированием ведущих шоу. Если таким образом, как в фильме, бои комментируются и по телевидению, остаётся только посочувствовать заядлым зрителям проекта — в «Воине» их ленивый и категорически не зажигательный трёп сцеживает из драк всякое напряжение.
Актёрам тоже особенно негде развернуться среди столь типичных сюжетных схем. Бондарчук-старший, круче всего функционирующий на чистом хамоватом обаянии, вынужден весь фильм кукситься, потому что все на него огрызаются. Бондарчук-младший, гордо наречённый именем великого дедушки, разыгрывает семейную драму посредством изображения смертельно надувшегося пятиклассника. Только у Владимира Яглыча получается убедительно передать внутреннюю кипящую ярость большого сильного человека, загнанного в угол неподъёмными жизненными обстоятельствами — в партнёрстве со стабильно надёжной Ходченковой, которой приходилось оказываться и в худших замесах, он отвечает за самые человечные моменты «Воина».
Их, увы, немного — настоящая жизнь тут вечно теряется за назойливо душевным саундтреком и резким монтажом, за сюжетными клише и телевизионной рекламной повинностью. Борись за любовь, кричат рекламные ролики «Воина», но в нём самом любви не видно — ни к своим героям, ни к единоборствам, ни к чему.
Вердикт — полнометражная реклама телевизионного проекта с драчками, неуклюже прикидывающаяся негодным художественным фильмом