Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Мы создаем новую систему образования»: как устроена красноярская «Поздеевка»

«Мы создаем новую систему образования»: как устроена красноярская «Поздеевка»

15.12.2017
6

Как и многие успешные и необычные стартапы, своим рождением «Поздеевка» обязана удачному стечению обстоятельств. Всё началось с того, что в 2016 году перед её нынешним руководителем Светланой Тетериной встал вопрос поиска художественной школы для собственной дочери.

Новая художественная школа им. Андрея Поздеева
Год открытия: 2016
Количество сотрудников: 30 человек
Направления деятельности: художественное образование для детей и взрослых, лекции, городские арт-проекты

«Я хотела, чтобы моя дочь владела ремеслом, умела делать что-нибудь руками. На тот момент ей было 14 лет — поступление в „Суриковку“ (Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова — прим. ред.) требует многих усилий, да и ее жесткая авторитарная система с традиционным подходом для дочери не подходила. Я искала в городе что-нибудь с серьезным системным подходом, сильным преподавательским составом, но не нашла. Потому и решила сделать сама. Так появилась новая художественная школа имени Поздеева», — рассказывает руководитель.

По словам Светланы, имя Андрея Поздеева в названии школы — не случайный факт. Безусловный гений и известный красноярский художник очень подходит «Поздеевке» по духу — самостоятельный, протестный, уникальный и совсем не традиционный. Также и со школой — «новой» она называется не потому, что открылась в прошлом году, а потому, что педагогический подход в ней принципиально отличается от классического академического.

Гребля против течения

«Наша задача — выработать новую систему художественного образования, потому что старой на сегодняшний день уже около 150 лет. Мир сильно изменился, ребенок изменился до неузнаваемости, а система всё та же. Поэтому к нам и приходят люди из других школ — там они не могут вписать себя в рамки этой системы», — рассказывает Светлана Тетерина.

Кроме простых образовательных результатах — умения рисовать, в «Поздеевке» стараются развивать в детях и взрослых оригинальность мышления, продуктивность, гибкость и авторскую позицию. На это нацелено каждое занятие.

Новая художественная школа им. Андрея Поздеева имеет два филиала на обоих берегах Красноярска. На сегодняшний день в них учат рисовать около 250 детей.

В образовательной системе школы есть две основные программы — «Автор» и «Профи». Вторая — это классическая академическая программа художественной школы для детей от семи лет, рассчитанная на четыре года. «Автор» — набор разнообразных курсов: основы рисования, живописи, композиции и три дополнительных направления на выбор (от ботанической акварели, комиксов и скетчинга до мультипликации, валяния игрушек из шерсти и медитативной графики). Любой желающий (как ребенок, так взрослый) также может записаться и на краткосрочные авторские курсы и получить теорию и практику по темам и техникам.

Отдельное направление деятельности школы — просветительские лекции, семинары и творческие встречи. Например, цикл лекций доктора философских наук, профессора Натальи Копцевой по антропологии культуры.

Авторство и автор

Материалы по теме
«Срочно требуется космобиолог!»: всё о профессиях будущего
Где в Красноярске выучиться на проектировщика «умных материалов»?

В отличие от классической художественной школы, в «Поздеевке» преподаватели мотивированы на сотрудничество с учеником — в ходе взаимодействия методом проб и ошибок ученик школы ищет себя как автора, учится выражать собственную позицию и осваивает основные законы изобразительного искусства и популярные техники.

Найти преподавателей, готовых отказаться от классической системы в пользу описанного выше тьюторского сопровождения, оказалось непросто. На сегодняшний день 95% из них — выпускники Красноярского художественного института, пара человек  из Суриковского училища, несколько — выпускники-архитекторы из СФУ.

«В классической авторитарной системе нет уважения к ребенку. Мы считаем важным выдерживать уважение к тому, что ребенок делает: а как еще можно развить авторскую позицию? Важно найти тонкую грань: с одной стороны — показать и научить ребенка или взрослого норме, с другой — развить потребность в реализации авторского „я“», — уточнила руководитель.

Что касается родителей воспитанников, то условно их разделяют на два типа — тех, кто готовится к поступлению в вуз или училище, и тех, кто понимает, что жесткая система классического образования никак не подойдет их ребенку. «Родители разделяют наши ценности — им важна индивидуальность, инициативность, раскрепощение. По итогам учебного года они отмечают, что уровень осознанности ребенка вырос значительно — не только в музеях, но и в ходе бытового общения», — рассказывает Светлана.

Что дальше?

Основной набор в художественную школу проходит в сентябре, но записываться на долгосрочные и краткосрочные курсы можно в течение всего года — и для взрослых, и для детей найдут группу из 5-10 человек по уровню и интересам.

Молодой красноярской художественной школе рано строить планы на годы и десятилетия. Пока её главной целью остается привлечь новых воспитанников и заявить о себе на уровне города — дать жизнь городским арт-проектам и научить воспитанников практиковаться и на реальных задачах.

Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru
фотографии предоставлены новой художественной школой им. Андрея Поздеева

Рекомендуем почитать