Электрошокер и мозги
Дорогу из Красноярска до Иркутска мы решили одолеть автостопом. В прошлом году мы уже пробовали ездить на попутках до Алтайского края и нам очень понравилось. Я не утверждаю, что этот вид передвижения абсолютно безопасен. Каждому — свое. Мы всегда имеем при себе электрошокер и мозги, которые не позволят нам сесть в машину к человеку, который вызывает хоть малейшее недоверие.
Важно понимать, что автостоп — это история не про халявное передвижение, а про новые ощущения, знакомства, веру в дорогу и людей. Друзья довезли нас до трассы около Березовки и оттуда мы начали наше приключение. От Красноярска до Иркутска доехали за сутки, сменив всего две легковых машины и одну фуру, в которой переночевали и преодолели большую часть пути.
Через интернет мы заранее купили билеты на автобус из Иркутска до центрального ольхонского поселка Хужир. На остров ходят разнообразные автобусы — вопрос лишь в том, какую цену вы готовы заплатить. Дорога до поселка занимает около 5 часов. Мы выбрали самую дешевую маршрутку за 584 рубля.
Ехать муниципальным автобусом до Ольхона намного удобнее, чем на своем автомобиле, так как официальный транспорт от автовокзала пропускают на паром вне очереди, в отличие от личного автотранспорта. Нередко в очереди на собственной машине можно простоять 7 часов или даже больше. Чтобы этого избежать, совет простой: не езжайте на своей машине, а, если уже решились, то приезжайте к переправе как можно раньше.
Готовьтесь к самому худшему
Ко всем, даже самым коротким путешествиям, мы готовимся, отталкиваясь от наихудших вариантов развития сюжета. В этот раз мы себе не изменили. Для непредвиденных ситуаций в дороге до Иркутска и отдыха на острове взяли с собой стандартный основной набор: двуспальную палатку, спальники, «пенки» (специальные коврики) и газовую горелку.
Наш бюджет на недельный отдых на острове и дорогу до него и обратно составлял 8500 рублей на двоих. Уложились мы в него идеально. Большую часть денег потратили на транспорт, остальное ушло на еду и всякую мелочь.
Трудности отдыха «дикарями»
Три года назад отдыхать с палаткой на острове было проще простого. Можно было за 15 минут дойти до Сарайского пляжа, поставить палатку, где вздумается, и всё. Но в этом году правила кемпинга изменились, точнее сказать, они появились.
По привычке мы решили пройтись вдоль Сарайского пляжа, чтобы разведать обстановку. На входе нас встретило предупреждение о том, что жечь костры и ставить палатки на территории Сарайского пляжа запрещено. Ни слова о штрафе и наказаниях сказано не было. Кто-то следовал правилам и ставил палатки ровно там, где заканчивалась официальная территория пляжа. А кто-то плевать хотел на правила — палаток на пляже было достаточно, люди особо не прятались.
Мы решили присоединиться к нарушителям: «Они же ставят — значит все нормально!».
Главное — не попасть в телевизор!
Первые два дня мы преспокойно наслаждались природой Ольхона. Вечером второго дня заметили пролетающий мимо квадрокоптер. Совпадение это или нет, но утром вдоль пляжа прошел патруль с лесничими, от которых мы узнали о том, что на территории пляжа мы находимся незаконно. Трое лесничих поздоровались с нами, двое из них сразу же предъявили документы и представились.
Произошел следующий диалог:
— Почти весь Сарайский пляж входит в Прибайкальский национальный заповедник. Чтобы законно находиться на территории пляжа, вам необходимо оформить пропуск. Если вы проживаете в палатке, то отдельно возьмите разрешение на ее установку.
— А здесь можно палатки ставить?
— Нет, официально на пляже палатки ставить нельзя, поэтому сейчас вам лучше перетащить все за ограждение, а вечером можете вернуться. Просто сегодня телевидение приезжает — сами понимаете. Если они незаконный кемпинг увидят, то вас придется официально оштрафовать на 3500 рублей.
Лесничие, кажется, сами были не в восторге обходить весь остров в дикую жару и объяснять одно и то же туристам, поставившим палатку по привычке. Что самое интересное — если бы не они, то мы бы так и не узнали о том, что вообще-то на пляж нельзя пройти бесплатно и о том, что те самые пропуски оформляют в официальном лесничестве на территории Хужира. Кроме самого лесничества, мы так нигде и не нашли информацию о том, что необходимо что-то оформлять.
Конечно, пропуск стоит денег. Для жителей Иркутской области посещение Прибайкальского национального парка обойдется в 50 рублей за сутки. Для жителей других городов и стран — 100 рублей. За установку палатки теперь тоже нужно платить — 100 рублей в сутки.
Если 3 года назад мы были приятно удивлены инфраструктуре пляжа, то в этом, напротив, поразились ее отсутствию. Купленный пропуск — это не гарантия комфортного отдыха. Он лишь гарантия того, что вы можете на законных условиях гулять по национальному парку. И пока местные СМИ рассказывают об удобных столиках и оборудованных костровых площадках на территории Сарайского пляжа, я лично видела туалет, полностью забитый пакетами с мусором. И таких моментов — масса. Туалеты без стен и дверей, переполненные мусорки — это реалии лета-2018.
Но есть и хорошие новости
На пару дней к нам приехали друзья на машине. Вместе с ними мы прокатились по самым разнообразным местечкам, названия которых практически все вылетели из головы. Но если будет возможность покататься по острову на машине, то рекомендую заехать на полуостров Кобылья голова, а также попариться в самодельной баньке, которая стоит посреди белоснежного пляжа, недалеко от мыса Тодакский. Только не забудьте оставить дров в бане для таких же странников, как и вы.
Несмотря на шумный и полный народу Хужир, на самом острове Ольхон полно тихих и невероятно красивых мест без толп туристов. Особенно вам понравится на Ольхоне, если вы приехали ради самого озера и атмосферы.
Но закладывайте на отдых как минимум неделю. Первые дни уйдут на поиски места, где можно поставить палатку вдали от толп шумных туристов. Зато потом можно смело исследовать остров, наслаждаться закатами, разглядывать звездное небо, пить вкуснейшую воду прямо из озера и иногда отгонять коров от своей палатки.
Удачных вам путешествий!
Анна Калюта специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото из личного архива