Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Это должно быть в каждой школе»: как инновации помогают красноярским детям с ограниченными возможностями

«Это должно быть в каждой школе»: как инновации помогают красноярским детям с ограниченными возможностями

14.12.2018
2
Доска в красноярском инклюзивном центре «Право на счастье»
Инклюзивный центр «Право на счастье»
Адрес: Красноярск, ул. Копылова, 66
Год создания: 2014
История создания: Центр появился в бесхозном помещении в жилом доме. Для реализации проекта привлекались грантовые и спонсорские ресурсы, на которые был сделан ремонт, обустроен единственный за Уралом сенсорный зал, куплено первое развивающее оборудование
Интересный факт: Чтобы установить пандус для детей на колясках, создателям центра удалось с трудом собрать подписи жильцов. Многие оказались против. Эта история в 2015 году прогремела на всю страну. Даже певице Диане Гурцкой пришлось заступаться за красноярских детей-инвалидов.

Центр инклюзивных практик «Право на счастье» создавался в Красноярске как специальная площадка, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети без нарушений могли бы встречаться, играть и вместе развиваться. Цель такого проекта, как и всего инклюзивного образования, заключается в создании условий, при которых люди общаются и взаимодействуют друг с другом без оглядки на особенности.

В центре для детей и их родителей проходят творческие встречи, праздники и лекции. Но главное, что здесь каждый нуждающийся ребенок может бесплатно получить необходимую терапию и повысить свои шансы на успешную жизнь в обществе.

За счет чего это делается? Волонтеры центра — постоянные участники грантовых конкурсов различного масштаба. На выигранные деньги они закупают развивающее оборудование, которое уникально не только для Красноярска и края, но и для большинства российских регионов. Некоторые из применяемых практик и технологий позволяют добиваться впечатляющих результатов.

Всемогущий метроном

С весны этого года маленькие гости инклюзивного центра занимаются с помощью интерактивного метронома — уникальной программы, созданной в США. Эта разработка позволяет добиться в развитии детей с различными нарушениями значительного прогресса. Оборудование купили на деньги из бюджета Красноярского края, выделенные в виде субсидии специально для оказания инновационной услуги населению, а именно детям с инвалидностью.

«Прежде наши мамы собирали десятки тысяч рублей, на поездку в Санкт-Петербург для занятий на интерактивном метрономе. Там одно занятие на нём в коммерческой организации стоит около 1 тыс. рублей. Я решила узнать, что это за чудо-прибор такой, начала изучать его возможности, эффективность, читать отзывы. В итоге поняла, что нам он просто необходим», — рассказывает председатель движения «Право на счастье» Надежда Болсуновская.

Надежда Болсуновская проводит занятие на интерактивном метрономе

Метроном подключается к компьютеру и через наушники посылает ребенку ритмичные удары. Задача малыша подстроиться под ритм и хлопать в ладоши в момент каждого удара. На руке у него сенсорная перчатка, которая фиксирует хлопки, а программа до миллисекунд просчитывает их точность. На экране компьютера видно, насколько точны попадания в ритм, и это мотивирует не ошибаться. Причем, специально для детей результат отображается не только в виде цифр или цветовых сигналов (попал — зеленый, не попал — красный), а в виде игры. Правильными ударами ребенок может забивать мячи в ворота или помогать обезьянке подниматься по стволу к связке бананов.

Такое занятие помогает совершенствовать чувство ритма и времени, учит упорядочиванию информации и действий. Что это дает на практике? Например, всего через 2-3 сеанса у детей улучшается почерк, появляется собранность, внимательность, умение планировать свои действия.

Материалы по теме
«Один большой урок доброты»: как устроен инклюзивный лагерь
Зачем детям с инвалидностью и без отдыхать совместно?

«Простой пример: до начала занятий мы просим ребенка нарисовать домик. В силу своих особенностей он рисует хаотично — сначала окно, потом всё остальное. Детали дома получаются непропорциональными, неровными. Два-три занятия на метрономе, и вот этот же ребенок уже может планировать свои действия, понимает, с чего лучше начать рисовать, и какой будет его картинка. В итоге мы видим совершенно другой рисунок домика», — продолжает Надежда.

Занятия на развитие чувства ритма в принципе полезны для детей. До появления интерактивного метронома волонтеры движения «Право на счастье» проводили для своих подопечных уроки на барабанах. Родители могут устраивать такие тренировки даже дома: стучите в определенном ритме по любому подходящему предмету и просите малыша повторять.

Задавая ритм, близкий к естественному ритму человеческого мозга интерактивный метроном помогает устранить основные причины очень многих проблем, поэтому его назначают детям с:

  • нарушениями аутистического спектра;
  • задержкой психического развития;
  • ДЦП;
  • заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений;
  • гиперактивным детям;
  • детям после черепно-мозговых травм или повреждений спинного мозга.
Интерактивный метроном (Interactive Metronome)
Программа разработана в США в 90-х годах для развития чувства ритма у музыкантов и координации у спортсменов. Позже ее стали применять педагоги-психологи.

Курс в центре «Право на счастье» включает в среднем 10-15 занятий по 15 минут. Прошли тренировки уже более 80 детей.

Стоимость метронома 400 тысяч рублей. Средства выделены из бюджета края в рамках госпрограммы «Содействие развитию гражданского общества».

Педагог центра «Право на счастье» Наталья Овчинникова сначала проводит тестирование ребенка и затем назначает курс занятий, который проводится под руководством инструктора. «Я увидела эффективность метронома не только на примере десятков учеников, но и на примере своего сына, — рассказывает она. — У него были проблемы с поведением, почерком. Постепенно концентрация внимания, саморегуляция заметно улучшились, ребенок стал лучше писать. Он видит строчку, да и сами буквы стали лучше».

Что важно, детей больше не нужно заставлять заниматься: «Ребята очень любят все, что связано с компьютерными технологиями, и за метроном они садятся с удовольствием. Это упражнение мотивирует детей, а тесты в 100 процентов случаев показывают прогресс», — отмечает Наталья Овчинникова.

Развитие должно быть комплексным

Педагоги и психологи не применяют интерактивный метроном как отдельную тренировку. Даже самое эффективное оборудование дает максимальный результат лишь в комплексе с другими практиками. Чем еще может гордиться центр «Право на счастье» — это зал сенсорной интеграции.

Сенсорика — то, как мы воспринимаем внешнюю информацию на уровне всех органов чувств и обрабатываем её у себя в голове — напрямую влияет на наши действия, образ мышления, общение и владение любыми бытовыми навыками. Если ребенок в силу особенностей не умеет воспринимать высоту, сохранять баланс, не чувствует, в каком положении его рука или нога и как ими нужно шевелить, то говорить о развитии внимания, организованности и так далее даже не приходится.

Зал сенсорной интеграции в центре «Право на счастье» помогает детям развивать базовые функции. Здесь учатся держать равновесие, делать устойчивые шаги, ощущать положение своего тела.

В комплексе то, что используют педагоги и волонтеры, дает впечатляющий результат. Но если говорить откровенно, технологически мы отстали от мира на десятилетия. Интерактивный метроном придумали еще в 90-х, а технологии для развития сенсорики и вовсе применяют за рубежом, начиная с середины прошлого века. При этом центр «Право на счастье» в плане оснащения считается одним из лучших в крае и даже за Уралом, хотя технологии, применяемые здесь, давно должны быть в каждом бюджетном детском саду и каждой школе.

Создатели уникального красноярского движения «Право на счастье» уверены — если все новое и современное будет доступно волонтерам и родителям, то из детей с ограниченным возможностями вырастут не замкнутые, а самостоятельные, успешные и уверенные в себе люди.

Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии предоставлены Надеждой Болсуновской

Рекомендуем почитать