Какая экологическая ситуация в Красноярске сейчас?
Говорить о состоянии воздуха в любом городе можно на основе данных аккредитованных лабораторий. В Красноярске в последний раз наиболее точное исследование проводилось в 2018 году. Были выбраны 58 точек с большим скоплением людей, учитывались выбросы 848 промышленных предприятий и всего 6681 источника. Замеры проводились в лабораториях НИИ «Атмосфера» по заказу минэкологии.
В результате в воздухе над Красноярском обнаружено превышение:
- диоксида азота (источник — транспорт)
- сажи (печное отопление и др. автономные источники)
- оксида углерода (также автономные источники)
- фтористого водорода (промышленность)
Наиболее значимые превышения выявлены по бензапирену, источниками которого являются промышленные предприятия и частный сектор, причем последний особенно. «Даже если полностью исключить выбросы промышленности по бензапирену, загрязнения от частного сектора достигают четырехкратного превышения ПДК», — говорит начальник отдела методических основ нормирования и установления технологических нормативов выбросов АО «НИИ Атмосфера» города Санкт-Петербург Ольга Двинянина.
Роль промышленности в загрязнении воздуха тоже нельзя не учитывать. Но если крупные компании модернизируют производства, то малый и средний бизнес редко в этом заинтересован, хотя вклад таких предприятий весомый. «До 90-х годов предприятия строились с учетом розы ветров. В 90-е годы появилось очень много мелких предприятий, которые возводились как попало, без системы. Это касается не только Красноярска, но и Челябинска, и, с моей точки зрения, это основная проблема, если говорить именно про промышленность», — добавляет Ольга Двинянина.
Подтверждает слова специалиста карта зоны рассеивания выбросов КРАЗа — крупнейшего завода Красноярска, построенного в свое время именно с учетом розы ветров.
«Поскольку превалирующими являются юго-западные ветры, то средне-годовая концентрация выбросов завода уходит в противоположную от города сторону, и влияние на Красноярск минимизируется», — комментирует Двинянина.
Сейчас результаты последнего исследования красноярского воздуха — это один из предметов обсуждения перед вступлением в силу нового закона о квотировании выбросов. Закон позволит, в том числе, проводить сводные расчеты выбросов от разных источников, чтобы иметь еще более точную картину рассеивания и постепенно улучшать экологическую ситуацию.
Что такое квотирование выбросов?
Утвердить квоты и добиться в крупных промышленных центрах страны снижения вредных выбросов на 20% поручил президент Владимир Путин. В результате был разработан и принят закон о проведении в 2020-2024 годах в Красноярске и еще 11-и российских городах (Братск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита) эксперимента по квотированию выбросов.
Квота определит лимит выбросов для источников загрязнения, что и будет способствовать улучшению экологии. Но на практике не всё так просто. Закон вступит в силу только с 1 ноября 2020 года. Чтобы он заработал, до этого срока необходимо:
- установить правила сводных расчетов выбросов;
- начать применять новую, более точную, методику определения выбросов от транспорта;
- утвердить требования к предприятиям в период НМУ;
- разработать, собственно, сами правила квотирования выбросов.
Чем квотирование выбросов поможет Красноярску?
«Предполагается, что в рамках установления квот будет учтено воздействие отдельных объектов — не только промышленных, а также автотранспорта и автономных источников теплоснабжения, то есть печей отопления частного сектора. Выбросы будут учтены, а дальше произойдет распределение квот между всеми объектами. В результате, например, для промышленности произойдет ужесточение нормативов. В случае превышения от предприятия потребуется разработка дополнительных мероприятий по охране атмосферного воздуха», — поясняет Ольга Двинянина.
Если квоты окажутся превышены в результате выбросов транспорта, то точно также будут использоваться различные методики уменьшения загрязнения, в том числе переход на газ, изменение схем движения и т. д. Но такая практика применялась и ранее. Что изменится? Наличие закона о квотах позволит точнее учитывать и жестче регулировать выбросы, понимать вклад конкретных источников, а в некоторых случаях добиваться субсидирования экологических проектов.
«Например, через методики расчета, прописанные в законе, можно доказать, что печное отопление — это значительный вклад в загрязнение Красноярска. Это позволит решать проблему через подключение льготных тарифов, то есть край уже сможет претендовать на федеральное финансирование и прочее. Федерация нас услышит, просубсидирует эти вещи», — говорит замминистра экологии и рационального природопользования Красноярского края Юлия Гуменюк.
Или другой пример: возле жилого дома в Красноярске поменяли время работы светофора. Под окнами теперь скапливается больше машин, и жителям первых этажей сложнее дышать из-за выхлопных газов.
«Привлечь к ответственности здесь никого нельзя, но есть возможность заставить изменить работу светофора, чтобы поток выстроился по-другому. Все методики и в целом этот закон направлены на то, чтобы в городе всё выстроить максимально комфортным образом», — заключила Юлия Гуменюк.
Главное, что закон позволит комплексно и по одним правилам работать с каждым источником загрязнения. Решать проблему закрытием каких-то отдельных предприятий, рекомендациями на замену автобусов на более экологичные или ограничением для машин до этого удавалось не столь эффективно. С 2020 года ситуация ожидаемо начнет меняться в лучшую сторону, и Красноярск уже часть этого процесса.