Таежная история
Идея нового бизнеса родилась благодаря случаю: в 2017 году в интернете мне на глаза попался реферат, написанный школьником из Тасеевского района Красноярского края — он рассказывал о Троицком солеваренном заводе. Оказывается, это одно из старейших предприятий края — соль там добывали с 1639 года. Технологически это выглядело так: концентрированный солевой рассол из колодцев выкачивали деревянными помпами и подавали его по открытым деревянным лоткам в варницу, где располагались так называемые црены (по-простому сковородки) размером 10 на 12 метров, под которыми непрерывно поддерживался огонь. Вода испарялась, а белоснежная соль выгребалась на полати.
Я заинтересовался этой историей и в 2018 году поехал в село Троицк, чтобы своими глазами увидеть этот знаменитый завод — он оказался в нерабочем состоянии, полностью разграбленным и заброшенным. Но я понял, что из этого может родиться новый бизнес. Было несколько вариантов: первый — восстанавливать производство и ставить современное оборудование для производства обычной соли, а для этого нужны были большие инвестиции — порядка 300 млн рублей. Второй вариант был куда интереснее, а главное, не требовал больших затрат.
Дело в том, что незадолго до того, как я узнал про завод в Троицке, я был в поездке в Германии и увидел там так называемую доготовочную соль, т.е. обычную соль, но растворенную в воде и снабженную помпой-дозатором для распыления. В итоге всё сложилось в идеальную картину нового бизнеса: есть качественный продукт с богатой историей — в Красноярском краеведческом музее хранятся документы, подтверждающие, что троицкая соль длительное время поставлялась к царскому столу, а также необычная форма этого продукта — жидкая.
Соль на пользу
Год ушел на переговоры с собственником завода, оформление всех необходимых разрешений, а также на лабораторные исследования солевого рассола. Технологию его добычи мы не меняли: на глубине около 300 метров находится слой каменной соли толщиной около 40 метров; через этот слой проходят подземные воды, насыщаясь солью. Всё, что требуется, выкачать этот самый рассол. Оказалось, что его минимальная концентрация — 250 г на литр, что идеально подходит для использования в качестве доготовочной соли. Кроме того, рассол оказался богатым по составу — он включает 78 микроэлементов.
В беседе с врачами также выяснилось, что потребление такого продукта может привести к общему снижению потребления соли примерно в 5 раз. Простой пример: берем помидор и солим его обычной солью, в результате часть кристаллов соли попадает к нам в организм в нерастворенном виде, и растворяются они уже у нас в организме.
Излишки соли накапливаются в органах и тканях, что приводит к различным заболеваниям. Еще одно преимущество жидкой соли в том, что ею почти невозможно пересолить блюдо; гораздо проще определить верную пропорцию приправы. Вдобавок, такая соль весьма экономична: семье из 4-х человек бутылки на 200 мл хватит примерно на 3-4 месяца.
В обычную столовую соль часто добавляют антислеживающие добавки — конечно, в небольших количествах, но эти вещества вредны для организма. Солевой рассол же является полностью природным, экологически чистым продуктом, на производстве он проходит лишь механическую очистку от примесей, а также ультрафиолетовую — для дезинфекции.
Научный поиск
Первые образцы продукции мы пробовали сами, раздавали знакомым, а затем стали продавать небольшие партии в интернет-магазинах здорового питания. Получили хорошие отзывы и решили выходить на массовый рынок — в сети супермаркетов. Опыт работы подсказывал, что одного вида продукции для этого будет недостаточно, поэтому мы начали поиск новых купажей.
С этой целью мы вышли на московское научно-производственное объединение, у которого была отработана сравнительно новая технология экстракции с помощью углекислого газа: сжиженный углекислый газ, используемый в качестве растворителя (сольвента), извлекает из растительного сырья эфирные масла, смолы и пигменты, а при атмосферном давлении углекислый газ возвращается к нормальному газообразному состоянию и испаряется, не оставляя в продукте никаких следов. Полученный экстракт обладает всеми полезными свойствами растения.
Заручившись поддержкой специалистов Красноярского аграрного университета (факультет пищевой промышленности), мы собрали фокуc-группы и провели тестирование солевых рассолов с новыми вкусами. В результате появилось три купажа: для рыбы, мяса и для салата. Состав последнего, например, включает натуральный экстракт итальянских трав: кинзу, петрушку, тимьян, розмарин, чабер, душицу и базилик. Сегодня в линейке наших солевых рассолов есть и обычный классический вкус без добавок, а также фторированная и йодированная жидкая приправа.
Большой рынок
Пока что наша продукция представлена лишь в одной из крупных продуктовых сетей Красноярска. Цена на прилавке — 75-80 руб. за жидкую соль без добавок, и 90-100 руб. за вариант со специями. Большой интерес проявляют московские и питерские торговые сети: там уже давно в моде тренд на здоровое питание, да и покупательская способность у населения выше, чем в регионах.
Мы уже получили предложение о поставках в одну из крупных московских сетей — это 1,5 тыс. магазинов. Конечно, такой крупный контракт нам выгоден, но, как и в случае с любой торговой сетью, необходимы большие первоначальные вложения и приличный бюджет на маркетинг.
Лучшая стратегия для продвижения нового продукта — участие в специализированных выставках. Здесь нам очень пригодилась помощь Центра поддержки экспорта при краевом Агентстве развития бизнеса. Об Агентстве мы впервые узнали в 2018 году, увидев их стенд на объединенной экспозиции Красноярского края на выставке «Петерфуд» в Санкт-Петербурге в 2018 году. С тех пор мы с ними плодотворно сотрудничаем.
Тел.: +7 391 265-44-32
E-mail: info@agpb24.ru
Сайт: agpb24.ru
Агентство бесплатно организовало участие нашей компании в нескольких профильных продуктовых выставках, а также, опять же, безвозмездно, помогло с переводом на китайский и английский язык наших рекламных брошюр и раздела для иностранцев на сайте. Мы участвовали в нескольких бизнес-миссиях, организованных краевым Агентством развития бизнеса: китайская делегация приезжала в Красноярск — они попробовали наш продукт и заинтересовались, так что теперь мы сами собираемся в поездку в Китай (в планах также Германия), чтобы изучить перспективы продаж на новом рынке.
Новые продукты
В настоящее время мы активно ищем инвесторов как для развития существующего бизнеса, так и для развития новых направлений, ведь солевой рассол является ценным сырьем для химической промышленности. У нас есть бизнес-план по производству гипохлорита натрия (средство для обеззараживания воды питьевого и технического назначения, отбеливания целлюлозы и тканей). Кроме того, можно производить обычную пищевую соль и целую линейку лечебно-косметических средств — это растворы для промывания носоглотки, средство для распарки ног с экстрактом горчицы, жидкая соль с различными экстрактами трав для принятия ванн и многое другое.
Сегодня наша компания в самом начале пути, но уже сейчас видно, что мы сделали ставку на правильный и нужный продукт с большим потенциалом, который не ограничивается кухонной полкой.