Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Любой вопрос с домом можно решить, не выходя из квартиры»: как красноярский предприниматель автоматизировал собрания собственников жилья

«Любой вопрос с домом можно решить, не выходя из квартиры»: как красноярский предприниматель автоматизировал собрания собственников жилья

26.12.2019
0
Индивидуальный предприниматель Константин Орлов

Дом с вопросом

Интерес к информационным системам у меня был еще со школы — делал небольшие сайты как для себя, так и на заказ. После школы поступил в Красноярский государственный университет на «Финансы и кредит» — там продолжал заниматься созданием сайтов и информационных систем.

Окончив вуз, я устроился менеджером в банк, но быстро и окончательно понял, что хочу работать на себя — надоело вставать по утрам и ходить в костюме. В 2011 году я сидел дома на больничном, и услышал шум в подъезде — провайдер проводил в доме Интернет и всю стену изуродовали пластиковыми коробами. Я вежливо поинтересовался, есть ли у монтажников разрешение на работы — оказалось, что его не было. Заглянул в Жилищный кодекс и понял, что на такие работы нужно обязательное согласие жителей — монтажники в итоге работы прекратили. В итоге я стал председателем своего дома (до сих пор им остаюсь) на 186 квартир. Со своей управляющей компанией (УК) удалось наладить четкую работу — теперь она исполняет решения жителей и предоставляет отчет о своей работе.

В этом же году вышло постановление правительства РФ № 731 — УК по закону были обязаны публиковать информацию о своей работе — на стендах или сайтах. Вместе с программистом я сделал сайт «ЖКХ24.РФ» и загрузил туда базу УК Красноярского края. Стал предлагать УК и ТСЖ размещать на сайте финансово-хозяйственную информацию — стоимость и условия выполнения (отчет) работ по содержанию и ремонту дома, тарифы на предоставляемые услуги ЖКХ и т.д. Проект монетизировал за счет абонплаты — личный кабинет для УК стоил 500–1000 руб. в месяц (в зависимости от размера компании), жители отправляли показания счетчиков и т. д.

Отметив общественную важность проекта по приведению прозрачности в сфере ЖКХ, в 2013 году мне предложили возглавить направление в муниципалитете — отдел по работе с населением администрации Кировского района Красноярска. Я честно сделал всё что мог на муниципальной службе, но вскоре понял, что работа вновь превращается в рутину, мои старания помочь людям и их домам ввиду разного рода ограничений часто сходят на нет, а я точно этого не хотел, и весной 2015 года оттуда уволился.

Человеческий фактор

Так как я был и остаюсь председателем Совета многоквартирного дома, то неоднократно сталкивался с проблемой: нужно провести очередное собрание жильцов — собственников «квадратов», соответственно, идешь в обход по квартирам и вручную собираешь подписи. Кого-то банально нет дома, кто-то просто не в настроении и недружелюбно настроен, так что приходилось тратить немало физических и моральных сил.

В 2015 году в Жилищный кодекс РФ введена новая статья 47.1, в которой прописана возможность проводить собрания собственников в Интернете — с помощью информационной системы. Я понял, что это отличная возможность сделать полезный и востребованный сервис. Первый запрос на организацию онлайн-собрания поступил из ТСЖ 120-квартирного дома в Сергиевом Посаде. Для работы над сайтом я привлек знакомого программиста, он разработал прототип сервиса: собственник мог вбить на сайте номер своего телефона, код идентификации полученный из СМС и проголосовать. СМС жильцам на тот момент рассылались вручную. Постепенно система дорабатывалась и стала полностью соответствовать всем требованиям законодательства и удобной в использовании.

Умная «голосовалка»

Если дом принял решение проводить собрания в интернете, то в закрытую систему нашего сайта заносятся данные о жителях дома — собственниках квартир с номерами мобильных телефонов. Чтобы дом присоединился к системе онлайн-голосования, первое собрание необходимо провести по старинке, собрав подписи вручную — решение принимается большинством.

Перед началом онлайн-собрания повестку голосования проверяют наши юристы, чтобы в дальнейшем не было проблем с документацией и протокол успешно прошел проверку Жилищной инспекции. Такая проверка обычно занимает не больше суток. Когда объявляется голосование, всем жителям этого дома приходит СМС, что, например, через 10 дней начнется голосование по тому или иному вопросу.

В назначенное время приходит СМС о начале собрания, люди авторизуются — получают код опять же в виде СМС (по аналогии с интернет-банком), и заходят в свой личный кабинет на сайте. Здесь всё просто: за, против, воздержались. Кликают на кнопку «Отправить решение», и голос заносится в систему. Старший по дому распечатывает протокол голосования и передает в управляющую компанию. Подделать электронные голоса невозможно: система отслеживает все данные по времени и участнику голосования — можно проследить весь путь.

Те, кто не может голосовать в интернете, могут воспользоваться обычными бланками — их голоса тоже будут учитываться. После завершения собрания необходимо распечатать документ и передать его сотрудникам управляющей компании. Важная деталь — если для принятия решения не набрался кворум (минимальное количество участников голосования), специалисты call-центра помогут убедить проголосовать тех жителей, кто не принял участие в голосовании.

От Сочи до Красноярска

В России сегодня около 1 млн многоквартирных домов, рынок же для онлайн-собраний ограничивается цифрой в 650 тыс. домов. В планах нашей компании — занять 10 % в ближайшие пять лет. До конца года мы планируем подключить к нашей системе тысячный дом. Нашими услугами пользуются собственники жилья по всей России — от Сочи до Красноярска; в каждом регионе, за исключением Северного Кавказа, есть хотя бы один дом, подключенный к «Домсканеру».

Причем это не только многоквартирные дома, но и паркинги, коттеджные поселки, а также торговые и офисные центры. Да, в них тоже проводятся собрания! Бывает так, что собственник жилья не проживает в нем постоянно и приезжает, например, только летом на время отпуска, а участвовать в собрании необходимо — с помощью интернет-сервиса сделать это можно удаленно.

С помощью голосования можно решить почти все вопросы, связанные с работой УК. Вот самые распространенные:

  • вопросы капитального ремонта
  • ремонт в подъездах
  • установление тарифов на использование общего имущества (доходы дома)
  • установка игровой площадки во дворе
  • асфальтирование ям во дворе
  • установка шлагбаума, ограждений двора
  • установка видеонаблюдения
Онлайн-собрание на сайте системы «Домсканер»
Скриншот: youtu.be/4bRz_DnSIC4

Цены и планы

Компания «Домсканер»
Сайт: domscanner.ru
Тел.: 8-800-100-24-97
(звонок
бесплатный)
Соцсети: vk.com/domscanner
facebook.com/domscanner

В России, помимо, нас есть 3-4 крупных компании, которые занимаются проведением онлайн-собраний. Чтобы оставаться на плаву и наращивать базу клиентов, необходимо делать прежде всего удобный сервис и у нас, судя по отзывам, это получается. Второй важный момент — доступная цена на услуги: если у конкурентов плата за одно голосование (с каждого собственника) может достигать 200 рублей, то наши тарифы стартуют от 49 руб. Если брать количество собраний в среднем по всем нашим подключенным домам, то получается примерно 1,1 собраний в год.

Что касается планов на будущее, то здесь главная цель — продолжать развиваться и делать сервис еще удобнее. Для этого мы не только постоянно совершенствуем платформу «Домсканера», но постоянно обмениваемся опытом как с крупными УК (недавно такая встреча проходила в Архангельске при поддержке местного Агентства развития бизнеса) по всей России, так и участвуем в IT-мероприятиях.

КГАУ «КРИТБИ»
Адрес: Красноярск, пр. Свободный, 75
Тел.: +7 (391) 201-77-77
Сайт:
kritbi.ru
Соцсети: vk.com/kritbi_krsk

Также мы активно сотрудничаем с Красноярским региональным инновационно-технологическим бизнес-инкубатором (КРИТБИ). О нем я узнал давно — еще до того, как наша компания стала их резидентом. Тогда я активно изучал меры поддержки и программы развития бизнеса. КРИТБИ обеспечивает информационное сопровождение на профильных мероприятиях, предоставляет консалтинговые и бухгалтерские услуги, а также предоставляют рабочее место по выгодной цене.

До конца 2019 года мы планируем выпустить в тестовом режиме мобильное приложение нашего интернет-сервиса для iOS и Android — опять же, это повысит удобство использования «Домсканера».

За время работы нашей информационной платформы я сделал вывод, что чаще всего интерес к нашим услугам проявляют молодые собственники жилья в новостройках — они инициативны и хотят участвовать в обсуждении всех текущих вопросов. Понятно, что и общий уровень цифровизации в новых микрорайонах заметно выше.

Но что самое интересное, в тех регионах, где дела с ЖКХ обстоят относительно неплохо, база домов у нас скромнее. В Красноярске, к примеру, онлайн-собрания проводят всего 7 многоквартирных домов, а значит, и проблем в этой сфере в нашем городе чуть меньше. Хотя, уверен, найдутся и те, кто готов с этим поспорить.

Богдан Богданов специально для Newslab

Рекомендуем почитать