Мечты о своём производстве и клипы на YouTube
Я начал мечтать о своем производстве еще в школе, на уроках экономики. Думал, что это здорово, когда ты сам создаешь какой-то продукт и продвигаешь его на рынок. Один из первых успешных проектов, который я запустил, будучи студентом — реклама на квитанциях ЖКХ. Мы с напарником размещали объявления интернет-провайдеров, банков и разных организаций на обратной стороне платежек сначала в Железногорске, а потом в Красноярске. Ежемесячно печатали рекламу на 385 тысячах квитанций.
История с автомойками началась в 2012 году. Я смотрел клип на YouTube, и в нём девчонки обливались водой. Стало интересно, из чего они поливают друг-друга, поставил на паузу и разглядел на заднем плане металлическую коробку с надписью Car wash service. Я набрал надпись в поисковике и понял, что так выглядят автомойки самообслуживания. В Европе таких много, и они пользуются большой популярностью. В России на тот момент не было ни одной такой мойки.
Запуск первого аппарата
Я решил, что надо запускать нечто подобное и стал искать аппараты. Американские «Кёрхеры» на тот момент стоили 600 тысяч рублей, украинский вариант — 300 тысяч, а самый дешевый китайский аппарат — 200 тысяч рублей. На нём я и остановился — накопил деньги и заказал. Думал, что поставлю его на любую действующую мойку и буду зарабатывать.
Но когда аппарат пришел, оказалось, что внутри у него слабое давление, пластиковые трубы, и пены он почти не даёт. В общем, не отмыть таким нашу машину. Испытывали мы всё это вместе с соседом прямо во дворе.
Также стало понятно, что микроконтроллер аппарата позволяет только считывать баланс клиентских карт, но бизнес — это не просто продажа продукта, а контроль потока клиентов, сбор статистики и анализ поведения потребителей. Если уметь правильно анализировать запросы и отвечать на них, в любом деле можно очень хорошо расти. В моем случае был необходим онлайн-мониторинг, сервер для приема данных, но китайский контроллер не позволял применять такие технологии. Тогда я привлек знакомого инженера, который разработал контроллер, и заказал из Германии мощные насосы. Мы всё заменили и сделали первый аппарат.
Отправная точка
Пошли первые клиенты, многие из них возвращались, а это главный признак того, что бизнес может жить. С командой инженеров мы стали думать, как масштабировать идею и постепенно собрали аппарат, позволяющий делать выгрузку информации в сеть. К контролеру, который был, мы подключили еще один, он собирал данные и отправлял их на сервер. Этот аппарат собственного производства мы установили в автомойке «Эко» на проспекте Свободный.
Тел.: +7 (391) 201-77-77
Сайт: kritbi.ru
Соцсети: vk.com/kritbi_krsk
Дальнейшему развитию помогло сотрудничество с Красноярским региональным инновационно-технологическим бизнес-инкубатором. На базе КРИТБИ мы продолжили работу над предсерийным аппаратом, а отправной точкой для бизнеса стала стартап-конференция, тоже организованная на площадке бизнес-инкубатора.
Мы производим аппарат, устанавливаем на автомойку и делим прибыль с собственником. Таким образом мы реализовали восемь моек самообслуживания. Они стоят во всех районах города и ежемесячно показывают прирост клиентов и прибыли на 20-30%, а иногда и 50%. Если динамика сохранится, в общей сложности за год мы вырастем в 10 раз.
Как работают автомойки самообслуживания «Мою сам»?
Как я уже сказал, мы устанавливаем свои аппараты бесплатно для автомоек и делим с ними прибыль. При желании владелец мойки может выкупить аппарат за 200 тысяч и забирать всю прибыль себе. Для наших клиентов мы держим низкий ценник — всего 10 рублей минута. Можно рассчитаться, только привязав карту к сайту, как в службе такси. У нас невозможно оплатить услугу наличкой — мы эту историю полностью убрали путем экспериментов.
Пользователь заходит на сайт или в приложение — видит наши точки — выбирает одну из них — подъезжает к ней — нажимает «Включить» — сам моет авто — выключает аппарат — с карты списываются деньги с учетом потраченного времени.
В среднем клиенты платят 60-100 рублей. Автомойщикам это выгодно, потому что они, ничего не теряя, получают дополнительных клиентов, которым 300-500 рублей на обычную мойку жалко, а 100 они готовы заплатить.
Нет предела совершенству
Мы создали бизнес-модель и показали, что она работает — в среднем 5 из 10 клиентов приезжают на наши мойки повторно. В нашем сервисе зарегистрировано 3,5 тысячи пользователей, из которых за последний месяц приезжали мыть свою машину 1 300 человек. За счет привлекаемых средств мы разрабатываем и выпускаем следующую партию моек, которую с поддержкой инвесторов готовы масштабировать не только в Красноярске, но и по стране. Запросы из других городов уже есть.
В целом мы добились того принципа работы аппарата, к которому стремились, но с точки зрения надежности и других параметров предела совершенству нет. Мы постоянно переписываем софт, учитывая ошибки предыдущий версии, или, например, сейчас у нас стоит конкретная задача добиться быстрого получения ответов от аппаратов, которые будут работать в других городах. Мы должны масштабироваться и не положить при этом сервер.
В компании на данный момент работают инженеры нескольких специализаций. Одни программируют микроконтроллер, вторые — собирают непосредственно железо, третьи — регулируют работу приложения и сайта. Нам важна и визуальная составляющая нашего сервиса — то, что видит клиент, и мощная система аналитики данных по каждому пользователю.
Кроме того, как резиденты КРИТБИ, летом мы приманили участие в Хакатоне по промышленному дизайну. Нам выпал шанс посмотреть на наш продукт глазами молодых дизайнеров, инженеров и материаловедов. Участниками было предложено несколько концептов корпуса аппарата с использованием не известной мне ранее технологии (литья пластика в силикон), которая позволяет поштучно производить пластиковые корпусы по оптимальной цене. Прикладная задача, которая была решена на Хакатоне — это создание инструкции по эксплуатации аппарата. Ребята полностью прорисовали инструкцию, теперь ее можно увидеть на всех наших мойках.
В итоге команда дизайнеров, которая решала нашу задачу, выиграла и мы получили дополнительно 40 часов разработки вариантов корпуса от экспертов Хакатона — группы компаний Intec Industrial Design, занимающаяся исследованием и созданием технических продуктов. Это позволило нам доработать лицевую панель, сделать её полностью монолитной и красивой.
Если резюмировать, то к конечному продукту и бурному развитию мы смогли прийти благодаря постоянному поиску правильных методов работы и нескольким проектам, ставшими для нас отправными точками. Эта история длится еще с 2012 года, но в итоге мы демонстрируем качество техники, которое дает нам возможность зарабатывать, а автомобилистам — экономить своё время и деньги.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab, фотографии предоставлены героем материала