>
>
>
«Каждый клиент сейчас сходит с ума по-своему»: с чем сталкиваются красноярские курьеры во время пандемии

«Каждый клиент сейчас сходит с ума по-своему»: с чем сталкиваются красноярские курьеры во время пандемии

28.04.2020
10
Двое из трех людей на этом фото — курьеры. Такой он, суровый апрель 2020-го

Андрей: «Однажды заказчица вышла в костюме химзащиты»

Я работаю в доставке Delivery Club уже 6 месяцев, то есть начал гораздо раньше, чем объявили самоизоляцию. После того, как ввели режим, работы стало раза в три больше (хотя на выходных и раньше было много заказов). Это отразилось и на заработке, конечно. В целом, доставщик получает всего 100 рублей с заказа.

Мне обещали зарплату, зависящую от количества выполненных заказов, компенсацию за проезд, а также, что время и место работы будут корректировать в мою пользу. Из этого правдой оказалось только то, что платят мне действительно за количество выполненных заказов. Заработать можно и пятьдесят, и сто тысяч рублей, но только ценой своих нервов и физического здоровья. Место доставки всегда выбирают, не задумываясь о моём удобстве. Могут позвонить в 11 утра и сказать, что ехать мне придётся чуть ли не на другой конец города. За невыход на работу или отказ положен штраф в 3000 рублей.

При выходе на рабочую смену нам измеряют температуру, также раз в 2 недели к нам приезжают люди, чтобы взять анализы на вирус (cлава богу, ни у кого не выявили). Все эти данные, как нам говорят администраторы, потом проверяют управляющие и директора, но так ли это — я не знаю, лично я ни разу не видел. С собой я всегда ношу антисептик, раньше их выдавали нам, а сейчас — покупайте сами. Почему так произошло, не знаю. Перед тем, как зайти к заказчику, дезинфицирую руки, после — тоже.

Другие доставщики пользуются одноразовыми перчатками. Маски поначалу тоже выдавали, потом сказали самим покупать. Если пришел без маски на смену, то тебя попросту не допустят, а это твои деньги. Приходится делать их самому.

Заразиться я боюсь, но что делать. У меня съемная квартира, живем вдвоем с девушкой, она — офисный работник в фирме. Родители долго отговаривали и высылали деньги, но и у них поток финансов не бесконечный. И я принял решение работать. Если умру от вируса, так умру, что тут поделать.

Отношение и поведение клиентов сильно поменялось с приходом вируса. Интересных случаев хоть отбавляй. В марте, когда только началась информация о заболевших в Красноярске, я поехал доставлять из КFC набор на Алеши Тимошенкова, так там девушка вышла в химзащите. Я сначала даже испугался. Было и такое, что звоню — мол, подъехал, привез заказ, а мне отвечают: «Деньги лежат перед дверью, поставьте заказ и возьмите деньги». В общем, каждый сходит с ума по-своему, но большинство обычно встречают в масках и перчатках.

За каждой доставленной пиццей стоит курьерская история

Ильдар: «Работать курьером пошел от безысходности»

Я работаю курьером Яндекс.Еды с 13 апреля — от безысходности. На работе — я был барменом — отправили в неоплачиваемый отпуск, денег не стало.

На самом деле (по словам тех, кто работает давно) работы в доставке стало меньше. Сотрудников прибавилось в разы, заказов на всех не хватает. Я удивился, что когда устраивался, никто не предупреждал о каких-то мерах безопасности: ни слова о масках, перчатках или антисептиках. Я ношу все свое сам, чтобы людям было комфортнее. Говорили только об обязательной бесконтактной доставке, еще нужно сфотографироваться у дверей клиента (квартиры, подъезда, офиса). В целом, методы устройства странные, только после недели работы пришло сообщение, что в офисе необходимо получить (цитирую без изменений):

  • Спиртовые салфетки для сумки. Протирайте её после каждого слота (заказа — прим. редакции).
  • Антисептик для рук. Используйте его как можно чаще.
  • Маски и перчатки. Ходите в них во время слота.

Потом пришло сообщение об обязательной медицинской книжке, и это было странно: мне нужно вместо работы искать где-то в закрытом городе медучреждение с риском подхватить там COVID.

Каждый здравомыслящий человек боится заболеть, и я в том числе. А что делать? Выбор невелик. Все эти сказки про огромные выплаты курьерам далеки от реалий. Но работать как-то надо.

Сейчас доставка заказа выглядит следующим образом: я звоню в домофон, подхожу к двери. Там уже ждет клиент (обычно без перчаток и маски), я прошу закрыть дверь, чтобы сделать фотографию бесконтактной доставки. Тогда дверь закрывают, я делаю фото. Потом говорю, что закончил, человек открывает дверь и забирает свой заказ. Благодарю, извиняюсь за неудобства. Ухожу.

Материалы по теме

Не все клиенты с пониманием относятся и к бесконтактной доставке, и к нашей обязанности ее фотографировать, некоторые начинают разборки. Но, когда все объясняешь, уже мирно воспринимают.

В целом же, работодатель не особо следит за мерами безопасности, все ложится на плечи и на усмотрение самого курьера. Но есть разные партнеры. Например, я очень удивился, когда пришел в Бургер Кинг забрать заказ, и меня сразу проинструктировали: помыть руки, продезинфицировать сумку (дают средство + бумажные полотенца). Но кульминация — измерить температуру обычным градусником (!). Я отказался, а вот за мной подряд несколько человек сделали это и передавали друг другу термометр из рук в руки. Я так полагаю, он вообще не обрабатывается.

Наталья: «Стараюсь не думать, что могу заразиться»

Я работаю в доставке Яндекс.Еды с 6 апреля. За это время заработок был разный: бывают дни, когда плохая погода, вечер, то заказы идут один за одним. А бывает, что сидишь 8 часов, и ни одного заказа вообще. Но если судить по чату курьеров, то число заказов действительно увеличилось, да и число курьеров тоже растет каждый день.

Когда я пришла, было 147 человек в чате, сегодня уже 204. Конечно, многие перестают работать по разным причинам и не удаляются из чата, но, в основном, это действующие курьеры. И так как курьеров все больше, то все чаще случаются дни, когда поступает всего 1-2 заказа на одного курьера.

Материалы по теме

Каждый день от бота приходят сообщения о соблюдении мер безопасности: «Бесконтактная передача заказов клиентам. Обязательные стандарты сервиса передачи заказов. Это временная мера для снижения риска распространения вирусных инфекций у курьеров и среди клиентов». Также дают инструкции о том, как осуществлять бесконтактную доставку и делать фото. Если что-то нарушишь из инструкции, твой аккаунт просто заблокируют.

На прошлой неделе такое сообщение пришло впервые, и нам выдали немного защитных средств защиты и профилактики, причем сразу на неделю вперед — спиртовые салфетки для сумок, антисептики, маски и перчатки.

Не знаю, когда в следующий раз их выдадут, поэтому большинство курьеров пользуются личными средствами защиты. Где-то сами партнеры выдают что-то: в «Макдональдсе», например, нужно обрабатывать сумку снаружи и внутри перед заказом. Обязательно мыть руки. Измерять температуру.

Я стараюсь при каждой возможности мыть руки, но есть заведения, которые не пускают в туалет, а просят ждать заказ на улице. Моя личная мера предосторожности: я не сижу вместе с другими курьерами, если нет заказов, нахожу безлюдное место и читаю книжку или смотрю фильм. Пару раз приходилось сидеть с ребятами, так как они сами подсаживаются рядом (в ярко-желтом сложно спрятаться, меня часто находят коллеги).

И я реально тот самый курьер, который соблюдает дистанцию и не отдаёт заказ из рук в руки. Клиенты уже привыкли к этому и ждут, когда мы выложим заказ и сфотографируем его. Я слышу, как они стоят у дверей, но не открывают, пока я не позвоню.

Боюсь ли заразиться? Да, но стараюсь не думать об этом. Хотя иногда переживаю — вдруг заказ сделал человек, который болен. Но я соблюдаю все правила и как можно дальше отхожу во время передачи. Есть, конечно, «инициативные» клиенты, что встречают сразу у лифта и готовы сами из моей сумки достать заказ, но большинство уже привыкли.

Больше боюсь не заразиться, а неадекватных людей, которые при виде курьера кричат: «о, „Яндекс.Еда“, дай пиццу!». Так делают и дети, и взрослые. Но клиенты чаще попадаются понимающие и осознающие ситуацию, терпеливо ждут и иногда оставляют чаевые.

Интересный случай: однажды была доставка в офис к моему другу, в компанию, в которой я раньше работала и многих там знаю. Они так удивились, что я приехала в костюме курьера, что стали жёстко шутить на эту тему: «Как ты докатилась?» (у меня 2 красных диплома экономиста, я много лет проработала преподавателем и гидом в горах), кто-то пытался меня даже пожалеть.

Я отшутилась, сказала, что довольна сложившейся ситуацией. А потом плакала из-за того, что раньше сама считала работу курьером недостойной. Но сейчас я поняла, что это отличный способ подумать о планах на будущее, пока все другие мои работы заморожены. Взвесить все свои сильные и слабые стороны. Побыть наедине самой с собой и прочитать немало книг. Ещё отлично физическая форма поддерживается, если кататься по заказам на велосипеде.

Беседовала Валя Котляр специально для интернет-газеты Newslab

Рекомендуем почитать