(Немного придя в себя после предыдущей ссылки, можно попробовать вернуться в нормальный режим вещания). «Перемотка» — это последнее творение прекраснейшего клипмейкера Мишеля Гондри. С сюжетом, который мог придумать, наверное, только он один — про пару раздолбаев из практически разорившегося салона видеопроката, которые, случайно размагнитив все кассеты способом, о котором лучше умолчать, приходят к выводу, что самым верным путем к спасению предприятия будет самим переснять все фильмы, что были у них в салоне. С применением подручных средств — лампочек, картонок, девчонки из соседней прачечной и прочей ерунды.
С Гондри давно уже такая занятная история — его фильмы, при всей их периодической прекрасности, упорно отказываются дотягиваться по уровню изобретательности до его видеоклипов. Он вообще в своё время для своих клипов напридумывал столько разных фантастических идей, что вот уже четвертый фильм благополучно их перерабатывает по новой, и все как будто бы довольны.«Перемотка» не исключение — главный фильм, который тут делают герои, явно весь вышел из клипа группы Lucas «Lucas with the Lid Off».
Но это, в общем, совсем не страшно — потому что Гондри тут не только повторяет сам себя, он здесь ещё и выходит с таким сеансом само-разоблачения, наглядно демонстрируя ту простейшую механику работы с изображением, которая всегда отличала его работы от других, и с признанием в любви к такой вот рукодельности. В каком-то смысле, «Перемотка» — это такой манифест вдохновенной любительщины супротив бездушного корпоративного продукта, смелый выход маленького независимого режиссера, уверенного, что картонные самолётики, вырезанные вручную, куда лучше дорогостоящей компьютерной графики.
И смотрится она куда лучше его предыдущей работы «Наука сна» — там он настолько закопался в собственные сновидения, что забыл прикрутить к ним хоть какое-нибудь подобие внятного сюжета, и в результате сбацал этакий гимн мечтательному инфантилизму. «Перемотка» куда больше похожа на внятное высказывание человека с позицией — плюс тут есть и драматургия, и некоторый даже, не побоюсь этого слова, катарсис, исполненный в бесстыдно-сентиментальном, но совершенно не коробящем ключе.
Меня особенно порадовала одна маленькая деталь — в какой-то момент, уже после того, как большие воротилы уничтожили все кассеты со смешными переделками героев здоровенным катком (похоже, традиция использовать для борьбы с якобы пиратством крупную технику процветает не только у нас), на секретный показ собственного фильма героев приходит юрист большой корпорации, той самой, что обвинила их в пиратстве. Приходит и тихонечко стоит в очереди, и Гондри даже не акцентирует на нём внимание, показывая его как бы мельком, торчащим из-за чьего-то плеча. То есть, он совершенно уверен в том, что такое вот маленькое, собственное кино хотят смотреть все, даже те, кто сам трудится на Империю Зла, т. е. большой Голливуд. Похвальная вера, наверное.
С.М.