Фильм знаменитого безумного немца Вернера Херцога, художественная версия документального фильма о пилоте Дитере Денглере, снятого Херцогом же. Реальная история о реальном лётчике, которого во время первого же боевого вылета над Лаосом сбили, взяли в плен и бросили в специальный лагерь, где уже сидело двое американских пилотов. Вместе с ними Денглер разработал план побега и смылся в джунгли – где, впрочем, вскоре остался один и скитался так в течение трёх недель, пока его не заметили с воздуха.
Вообще понятно, почему Херцога так захватила эта история, что он потратил на неё в общей сложности около десяти лет (документалка о Денглере под названием «Малыш Дитер хочет летать» была снята в 1997-м, «Рассвет» был сделан в 2007-м). Тут очень хорошо слышатся отголоски его обычных любимых тем – и человек, выступающий в одиночку против природной стихии, и несгибаемое упрямство движения к собственной цели, сколь бы фантастической она не казалась всем остальным. Понятно, что режиссер, когда-то снявший историю о безумце, который тащит (с помощью наемной местной рабсилы) целый пароход через гору в джунглях Амазонки и в процессе сам точно так же перетащивший (с помощью наёмной местной рабсилы) этот пароход через гору, должен знать толк и в стихии, и в несгибаемом упрямстве. Ну, а дополнительной пикантности всей этой истории придаёт и то, что всё происходило с совершенно реальным человеком. Денглер, правда, до фильма не дожил – умер за шесть лет до этого.
Херцог, конечно, не самый коммерческий в мире режиссёр – тем удивительнее от этого становится «Рассвет», фильм предельно простой и, я бы сказал, доступный. У него в принципе получилось снять такую классическую военную историю о побеге военнопленных из лагеря. Без некоторой непременной херцоговщины, конечно, не обошлось – уж если героев несёт по речке через пороги, то надо непременно засунуть туда же и камеру, а практически в каждом плане, снятом изнутри летательного аппарата (кроме крупняков Денглера за штурвалом своего самолёта – их пришлось нарисовать, и то исключительно потому, что истребителей той модели, на которой он летал, уже не осталось в рабочем состоянии), обязательно фигурирует земля вдалеке – мол, смотрите, дорогие зрители, мы и правда летим вместе с камерой в вертолёте, видите? Ну, и фигурирующий в начале лирический пролёт, снятый из-под носа самолёта, бомбящего деревни в джунглях под умиротворенную классическую музыку, не каждый, наверное, коммерческий режиссер додумается снять.
Наверное, особой удачей для Херцога было нахождение Кристиана Бейла на главную роль – он же известен своими разными безумствами ради достоверности роли, вроде экстремального похудения для «Машиниста». Тут он не только опять худеет до черт знает какого состояния, но и ест личинок, торчит в колодце, ездит связанный за буйволом и так далее. То есть, идеальное партнёрство актёра и режиссера тут у них вышло – хотя говорят, на площадке было всё далеко не безоблачно. Впрочем, Херцогу, которого как-то хотели заколоть южно-американские индейцы и застрелить Клаус Кински, думаю, не привыкать.
Пара слов о Бейле. Он всё-таки невероятно крут. Очередной раз убедился, что фильмы с его участием лучше смотреть в оригинале – у него от персонажа к персонажу меняется не то что манера говорить, а даже и сам голос просто. Денглера он играет весьма интересно – в его интерпретации это получается история о человеке, который на каком-то клеточном уровне был неспособен принимать поражение. Его постоянный оптимизм порой граничит с безумием, и Бейл очень здорово передал вот этот неуютный баланс, когда человек настолько прямо и открыто смотрит на всё, что даже как-то неуютно от этого. Сильная работа, очень сильная.
С.М.