Ознакомился тут с заключительной частью Трилогии Мести корейца Пака Чан-Вука, «Сочувствие госпоже Месть» (её, кстати, ещё можно поймать в Доме Кино ближайшие несколько дней). И знаете, что? Несмотря на общий критический консенсус, что главным фильмом трилогии всегда был и остаётся «Олдбой», мне «Госпожа Месть» пришлась особенно по душе.
После того, как Паку за «Олдбоя» вручили Гран-при Каннского фестиваля (при том, что тогдашний председатель жюри Квентин Тарантино потом на каждом углу кричал, что он вообще-то хотел дать Паку Золотую ветку, но остальное жюри проголосовало иначе — за «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура, зачем-то) и записали во всемирно признанные визионеры, он, кажется, немножко задумался над собственными методами и над тем, как их можно развивать дальше. То есть, «Госпожа Месть» формально продолжает дело трилогии, но в то же время работает и как этакая добровольная самодеконструкция со стороны Пака. Свой экспрессивный визуальный стиль он доводит здесь до избыточного открыточного абсурда (в одной сцене, например, складывая надписи из невыносимо-белых облачков по невыносимо-голубому небу), а в финале рифмует некий окончательный катарсис с падением лицом в торт. То есть, отличный получается маневр — человека назначили на почетную должность и ждут от него чего-то вроде просветления, а он в ответ сначала вежливо говорит «Спасибо!», а затем вдруг показывает язык.
Но при всей избыточности и некоторой намеренной несерьёзности «Госпожа Месть» всё равно отлично работает в драматическом ключе — причём не только потому, что Пак очень уверенно нагнетает там мраку, но и в силу одной очень важной особенности сюжета, которой не было ни в «Олдбое», ни в «Сочувствии господину Месть». Раньше мысль о том, что месть ничего не решает, а наоборот, только усиливает тот ад, в котором человек оказывается, была очевидна только зрителю, но не героям. Здесь же в финале это осознаёт и сама героиня — от чего, собственно, и происходит то самое падение в торт.
С.М.