Хэй-хо, ребятишки — в мире большого кино снова стало дико весело. На Каннском фестивале в кои-то веки, похоже, взорвалась нормальная такая скандальная бомбочка — а всё из-за нового фильма Ларса нашего свет фон Триера, ласково названного «Антихрист».
«Антихрист», если вкратце — такая камерная психодрама о семейной паре (Уиллем Дэфо и Шарлотт Гензбур), которая, переживая гибель своего единственного сына, уезжает в домик глубоко в лесах с желанием залечить душевные и психологические раны, но становится только хуже, причём значительно. Сам Триер говорил, что это будет едва ли не хоррор — а при том, что в фильм реально фигурирует всего два персонажа (в какой-то момент, говорят, из леса приходят разные звери), понятно, что ничем хорошим всё это дело закончиться не может.
Так вот — зрители на «Антихристе» свистели, улюлюкали и кричали «Бу!», а критики, посмотревшие фильм, потом устроили совершенно воодушевляющий бардак в блогах и подотчётных им печатным изданиям. (По ссылке много английского текста). Роджер Эберт, например, пишет, что после просмотра они «с трудом поднимались на ноги», и дальше говорит, что «плохой этот фильм, хороший или великий — не имеет никакого значения. Это просто плевок в глаза всему обществу». Энн Томпсон из Variety выражается чуть изящнее: «Фон Триер, может, и правда безумен, но он прекрасно владеет киномастерством и знает, как манипулировать аудиторией. Он хочет отвести зрителя в ужасные, галлюциногеннные места, где произойти может всё, что угодно. И куда зритель идти совсем не хочет». Удивительных формулировок масса — «это как „Психоз“ Хичкока, в какой-то момент превращающийся в „Пилу“», «как если бы „А теперь не смотри“ Николаса Роуга приняло огромную дозу пейотля и ушло медитировать в горы», «самый громкий скандал Каннов и полный провал большого артиста, абсолютная катастрофа, которой нет оправдания», «фильм с экстравагантными и пугающими идеями, выраженными настолько горячечным образом, что вполне может показаться, что фон Триер, часто работающий на самом краю, наконец окончательно слетел с катушек», «огромный арт-хаусный пук, а не фильм», ну, и так далее. Отечественные критики тоже отметились — Роман Волобуев в блоге «Афиши», Ксения Рождественская на www.film.ru (осторожнее, у неё там огромный спойлер — не повторяйте моих ошибок).
Ужасно интересно всё это, на самом деле, причём даже безотносительно того, хороший вышел у фон Триера фильм в результате али нет — просто последние сколько-то там лет в большом кино было чёткое ощущение, что все уже всё видели, и никого уже ничем не пробить вообще. А вот поди ж ты, даже маститые мировые критики заворочались столь активно. И занятно, конечно, что именно фон Триер этот манёвр исполнил — про него, конечно, давно известно, что его хлебом не корми, дай зрителю промеж глаз палкой навернуть, но как-то вроде и все привыкли и меньше головой в ответ дергать начали, да и сам режиссер подуспокоился. А тут такая красота вдруг. Как там говорили в великом фильме «Тарас Бульба» — «Есть, есть ещё порох в пороховницах»? Ух.
Ну, и чтобы вы не расслаблялись — ролик «Антихриста». Пробирает, ничего не скажешь.
С.М.