В ролях: Тобин Белл, Костас Мандилор, Скотт Паттерсон, Бетси Рассел, Атена Каркарис, Лирик Бент, Донни Уолберг
Продолжительность – 95 м
Признаю, дорогие друзья – слаб стал волей. Зарекался ведь не ходить на традиционные ежегодные продолжения «Пилы» – в Штатах они традиционно вываливаются на Хэллоуин, к нам добираются через месяц-другой. Дважды причём зарекался – и вот пожалуйста, опять прискакал на очередную серию воспитательной расчлененки, которая за этот год предсказуемо не изменилась ни на йоту.
Уже четвертый год подряд сценаристы очередной «Пилы» (в этот раз это уже совсем новая команда) пускают на своё детище одни и те же ингредиенты – варьирующееся число персонажей со своими глубоко личными психологическим заморочками, плюс простейшие моральные дилеммы, снабженные сложнейшими системами для изощренного разделывания провинившейся плоти на части. Чтобы не пропадало, к делу также активно подшиваются события прошлых фильмов – третья часть особенно злоупотребляла этим. В этот раз привязка к прошлым событиям всего одна – но зато такая, что вся хронология фильма в финальные пять минут летит к чертям собачьим. Видевшим предыдущие серии придётся с минуту собираться с мыслями, чтобы осознать, как всё оказалось устроено. Не видевшим будет намного проще – они просто не поймут ни грамма из того, что произошло в финале. Объяснять все детали, пожалуй, не стану, а то места уйдёт больно много. Скажу кратко – настоящего времени в фильме практически нет. Почти всё – один сплошной флэшбек. Внутри которого тоже есть флэшбеки. Не ждали, да? Вот то-то.
Из-за такого упорного желания «Пил» окукливаться в рамках своей собственной вселенной, сравнивать эти фильмы получается только с самими собой же. Четвёртая «Пила» будет пободрее и второй, и третьей – в ней нет ни муторного кретинизма второй, ни страшного мелодраматического надрыва третьей. Сюжетно она порой становится совсем схематично-бесстыдной – копы на удивление быстро раскалывают оставляемые им загадки и ребусы, а присовокупляемые к пыточным механизмам дилеммы окончательно превращаются в карточки с заданиями из настольной игры. К тому же чем крупнее номер на афише, тем сложнее становится находить всё новые и новые способы замаскировать тот простой факт, что все, в общем-то, «Пилы» вместе взятые есть ни что иное, как бледная тень могучего фильма «Семь».
К четвёртому выпуску распиловочного сериала заимствования из Финчера перешли от идейных к дословным, на уровне конкретных деталей вроде фотографа среди полиции или формы ножа, использованного для очередной назидательной казни. Из собственных новых придумок неплох (хотя и слишком уж короток и неразвит) диалог человека с зашитыми глазами с человеком с зашитым ртом, вполне эффектна и сцена с вытаскиванием металлических штырей. В остальном всё по-прежнему – за кадром гремит индастриал, монтажёр нещадно кромсает пленку, всё хрустит, всем хорошо. Через год явно будет и пятая «Пила»; скорчу кислую рожу, но всё же пойду.
Вердикт Кочерыжкина – дежурная серия поучительно-кромсательного сериала – не самая дурацкая из имеющихся, да, но страшно далёкая от совершенства.