Фестивальная жизнь в Канске продолжает кипеть и бурлить — вчера, как, впрочем, и всегда, произошло огромное количество событий, причем в этот раз связанных не только с кино или видео, что особенно интересно. Всего, правда, посмотреть в четверг не удалось — зато очень многое замечательное предстоит сегодня, в пятницу. Итак, ежедневный отчет.
Сначала, по традиции, строго факты: в четверг была программа короткометражных фильмов Осаму Тедзуки, подборка фильмов из Ижевска, программа итальянского видеофестиваля Video Minuto, третья часть конкурса собственно Канского фестиваля, потом открытие памятника Неизвестному художнику, документальный фильм «Nashi» о лагере движения «Наши», рок-концерт под фанеру на площади, и легендарный фильм Фолькера Шлёндорфа «Жестяной барабан» по Гюнтеру Грассу.
Сначала давайте о том, что я пропустил — во время «Наших» я гонял в гостиницу поужинать, уж извините, а «Жестяной барабан» на запускали так долго, что я предпочёл пойти, чтобы успеть нормально добраться до гостиницы (правда, в результате почему-то приехал в неё часа в два ночи, но это уже детали).
Памятник
О мероприятиях — вчера открыли памятник Неизвестному художнику, работы довольно известных современных художников Виноградова и Дубосарского (оба присутствовали на открытии, но изображали неизвестных художников, в рабочих комбинезонах; не хватало только пятен краски на них). Скульптура художника, пишущего что-то на асфальте, была открыта на площади между храмом и Городским дворцом культуры — благодаря Канской «Сегодняшней газете», написавшей, что памятник будет в виде жопы, на открытие собралось довольно много народу. Памятник, увы, имел более привычный вид — о нём в городе стали моментально складываться разные городские легенды, вроде того, что для удачи в любви его надо погладить по голове. Завтра, кстати, в Канске состоится премьера фильма о Виноградове и Дубосарском.
Ещё на той же площади, где теперь всегда будет стоять (пардон, сидеть) Неизвестный художник, состоялось замечательное представление под кодовым названием «Deep Purple под фанеру». Это была такая деревянная инсталляция, в которой в деревянном ящике играли фанерные фигурки музыкантов, в то время как из ящика играли хиты тех же DP, Led Zeppelin, Motorhead, Metallica и прочей классики рока. Канский зритель отреагировал на инсталляцию самым прекрасным образом — на «Smoke on the Water», открывавшей программу, в толпе начали подпевать, а дальше перед сценой устроили самый настоящий слэм. В общем, энергетика у мероприятия была как у самого настоящего рок-концерта — что было очень, очень здорово.
Осама Тедзуки
Из Тэдзуки, автора показанной пару дней назад «Жар-птицы», на этот раз давали короткометражки. В получасовой «Легенде леса», выполненной в диснеевском духе, Тэдзуки делал анимационную фантазию на тему четвертой симфонии Чайковского — о том, как жители леса пытались бороться с людьми, их лес вырубающими. Вообще, вместе с той же «Жар-птицей», из короткометражек стало понято, какие темы волновали Тэдзуки больше всего — экология, война, социальное устройство.
После «Легенд леса» была совершенно замечательная «История одной улицы» — мультфильм без единого слова, в действующих лицах которого числились девочка и её плюшевый медведь, крысёнок и фонарный столб, а также развешанные по переулку плакаты. Ещё показали одну серию, возможно, самого знаменитого проекта Тэдзуки, сериала «Астробой». (Этой осенью, кстати, в Голливуде выйдет полнометражный римейк «Астробоя», делал который один из режиссеров замечательного мультика «Смывайся»). Серия была выбрана несколько странно — она явно была не первой и не последней в сериале, и почему нам показали конкретно её, было не очень ясно. Впрочем, она была довольно мила — там было про то, как Астробой Атому, мальчик-робот, влюбился в девочку-робота, которая оказалась нейтронной бомбой.
Ижевская волна
В программе «Ижевская волна» нам показали довольно длинный фильм «Гимны», сделанный музыкантами ижевской группы «Вторая африканская охота» в 1996 году, две короткометражки объединения «Археоптерикс» и несколько мультипликационных работ 17-летнего ижевского парня Андрея Першина. Последний — вообще довольно уникальный случай; мальчик, приехавший в Ижевск из деревни и не видевший до этого почти ничего, буквально на ровном месте сам для себя заново изобретает возможности анимации. Его мультфильмы сделаны, например, фломастером на тетрадном листочке в клеточку, и в них явственно чувствуется наивность 17-летнего мальчика, который полагает, что если всем сказать «Давайте жить дружно», то все правда могут послушаться — но при всей этой чистосердечной наивности в парне есть настоящий талант, и о таких серьёзных, но в то же время банальных вещах, он умеет разговаривать как-то очень прямо и правильно. Он любит Ренату Литвинову, пост-рок и Radiohead, и всё это тащит в свои коротенькие мультфильмы — и у него выходит так, что аж самому хочется также страстно полюбить по новой и Литвинову, и пост-рок, и Radiohead. Ну, и вот что — как минимум две его работы (одна на песню Sigur Ros, вторая про собеседование по приему на работу) практически гениальны без всяческих скидок на что бы то ни было.
Video Minuto
С итальянским Video Minuto вышло немного странно — там не было никаких субтитров или перевода вообще, и если, скажем, программе берлинского фестиваля Inter Film это было не нужно, то здесь было как минимум три фильма (из шести), в которых было очень много диалогов. Нет, общая сюжетная линия была, конечно, ясна — но когда идёт примерно получасовой фильм с кучей событий и закадровым нарративом главной героини, хочется всё же понимать чуть больше, чем просто общую сюжетную линию. Как минимум, хочется понимать его название — пока я вам могу только сообщить, что этот фильм назывался «Col sangue agli occhi». Фильм, кстати, был так себе — такое ощущение, что в нём итальянские ребята заново изобретали для себя кинематограф девяностых, не подозревая, что в далеком 1994-м году всё это уже сделал в своём первом фильме один начинающий английский режиссер по имени Дэнни Бойл. Из прочего итальянского был отличный мультфильм «Натуралист» — про любителя природы, от рук которого все случайно погибало — ну, и, в общем, всё.
Конкурсная программа
В конкурсе было немало интересного — причем не всегда с положительной точки зрения. Открывала программу английская короткометражка «Круги по воде» — и это была, в общем, довольно зрелая и чёткая черная комедия о том, как всё может пойти наперекосяк. Такое нормальное короткометражное кино — с внятным сюжетом, хорошими съемками, хорошими актерскими работами и пр. Ещё был удивительный фильм «Многоточие», в котором человеческая жизнь описывалась за какие-то секунд 50 — если бы на фестивале был специальный приз за краткость, то «Многоточие» по любому бы его выиграло.
Отличный фильм «Конечный пункт», в котором реальные архивные съемки приобретали новое (довольно зловещее) звучание благодаря поясненному финальным титром контексту, и отличная вещь под названием «Wrong», в которой любопытным и довольно злым образом препарировались стереотипы межполовых отношений, и прекрасная отечественная «Паночка», в которой происходила весьма хамская (и замечательная) деконструкция Гоголя. Были, впрочем, и вещи, вызвавшие вопросы — например, испанские «Восемнадцать секунд», отлично сделанные с визуальной точки зрения, и довольно интересные по содержанию, пока в финале не происходит дико банальный и очень удручающий в своей банальности поворот сюжета. Питерская «Травля» (о том, как происходит травля людей в интернетах) тоже была не ахти — здорово, конечно, что люди стараются протащить в кинематографический контекст съемки веб-камерой, но по содержанию и интонации это был чистый караул.
Такие дела у нас тут в Канске. Впереди два последних дня фестивальной программы, надеюсь выдержать.
Ждите отчетов, с фестивальным приветом, всегда ваш С.М.