Прекрасная школьная комедия про взросление, нахождение своего пути в жизни и примирение с самим собой.
Вообще, во всём человеческом мире этот милейший фильм называется «Чарли Бартлетт», по имени главного героя. Такая версия куда больше подходит фильму — «Проделки в колледже» попахивают чем-то пубертатно-фривольным, что в данном случае совершенно неуместно. «Чарли» вовсе не про сексуальность, хотя в нём и имеется сцена потери главным героем девственности (довольно целомудренная, впрочем) — он про другие, более значимые в жизни вещи; типа призвания, признания, популярности любой ценой, принятия самого себя и своего места в жизни и так далее.
Чарли (удивительный Антон Ельчин, парнишка из «Альфа Дога», «Стар трека», четвертого «Терминатора» и т д; у парня явно большое будущее, это как пить дать) — отпрыск богатой семьи, в которой, впрочем, имеется и мрачный секрет; воспитывает его только мама (такая же изумительная Хоуп Дэйвис), особа столь же благодушно настроенная, сколь и неуловимо странная. Несмотря на своё внешнее благополучие и развитую сообразительность, Чарли вечно напарывается на неприятности — в результате его повыгоняли практически из всех частных школ в округе. Тогда он браво отправляется в обычную публичную школу — там его в первый же день макают головой в унитаз и потом дают в глаз, но Чарли не унывает и вскоре придумывает способ, как заработать себе имя в школе. Нанимая в помощники главного школьного хулигана Мёрфи, того самого, что макал его в унитаз, Чарли начинает продавать в школе таблетки, которые он благодаря своему тонкому пониманию легких психических нарушений пачками вытягивает из различных психиатров. Вскоре к его месту торговли выстраивается очередь, ему начинает симпатизировать дочка директора школы (чудная Кэт Деннингс), и всё это, понятное, начинает не менее сильно интересовать и самого директора (Дауни-младший).
Для бодрой комедии для школьников (которой «Чарли Бартлетт» весьма успешно является) фильм неожиданно бесстрашно залезает время от времени и в довольно серьёзные темы. Тут и проблема так называемых наркотиков по рецепту, препаратов вроде риталина или занакса, которые можно получить по направлению от психиатра (для нас, понятно, эта проблема не очень актуальна, но в Штатах на той или иной разновидности таких штук сидит едва ли не половина взрослого населения), и разговор о том, что всякие подростковые депрессии и прочие штуки берутся в первую очередь из семей, и размышления о том, как внешние требования со стороны общества могут давить на человека, и многое, многое другое. Причём «Чарли Бартлетт» ни во что не тыкает обвинительным перстом; никакого «Аааа, это всё медикаменты!», «Аааа, это всё невнимательные родители!», «Аааа, это всё неполные семьи!» тут нет и в помине. Он просто этак ласково намечает эти идеи, оставляя их на заднем плане, но так, что все желающие об этом задуматься вполне могут это сделать.
Вообще, люди, которые «Чарли Бартлетта» делали, понимают много важного в вопросах взаимоотношений подростков и взрослых — как они строятся, кто на кого каким образом влияет, кто что как воспринимает. Там гениальная сцена есть в финале, в пьесе, постановку которой Чарли устраивает в школе — сидят мальчик и девочка в комнате, и он убеждает её попробовать что-то, а она сначала сомневается и отнекивается, но поскольку он настаивает, в конце концов соглашается. И в этот момент все — и прочие герои пьесы, и зрители в зале театра внутри кино, и зрители, которые смотрят кино — все на сто процентов уверены, что речь о чём-то плохом, о наркотиках там, или бухле, или сексе, потому что это же подростки, у них просто не может быть иначе. А они бац! — и начинают песню под гитару; мальчик играет, а девочка поёт. И это такой грандиозный момент получается — он одновременно вскрывает сразу весь невероятный клубок сложностей во взаимоотношениях подростков с миром и мира с подростками и из этого клубка выскакивает, взлетает над ним будто. И показывает — да, всё это есть, всё это ужасно тяжело и вообще чёрт знает, как со всем этим справляться, но все как-то справляются, и мы справились, и вы справитесь. Некисло очень для бодрой комедии про школьников, правда?
С.М.