Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Восемь с половиной, раз

Восемь с половиной, раз

24.08.2010
6

Итак — в Канске я уже третий день, а на связь выхожу только сейчас. Причин на то чуть больше, чем хотелось бы — и ритм тут сумасшедший, и я тут волей случая оказался в числе не столько гостей, сколько организаторов (причём в роли, ха-ха, организатора организаторов, что вообще такой недельный номер на канате над бездной — Надя, официально сообщаю, ты гений, герой и чудо-человек, потому что иначе всё это так грациозно делать попросту невозможно). Да и с интернетом в городе традиционные заморочки — грустный совместный танец местных провайдеров и фестиваля, в котором первые обещают, что будет всё-всё-всё, а второй всё равно вынужден потом на месте долго куда-то звонить, долго с кем-то ругаться и совершать прочие неприятные действия, продолжается не первый год, всех, кажется, задолбал, но как его прервать, никто почему-то не знает.


В общем, та-дам — Девятый международный Канский видеофестиваль официально открылся. В день открытия мы видели — фотовыставку Александра Подосинова «Канск. Август», инсталляцию Василия Слонова «Звездочёт», перформансы Ираиды Юсуповой и Александра Долгина (в ремиксе Андрея Сильвестрова) «Аэлита» и Андрея Кислицина «Погорельцы», а также детей, танцующих в афишных тумбах, девушек в кокошниках, читающих стихи про шишки и орешки, дождь из видеоплёнки и многое, многое другое.

А теперь по порядку. Первой вчера открылась выставка московского фотохудожника Александра Подосинова «Канск. Август» — такой ужасно симпатичный и живой проект с панорамными фотографиями города и его обитателей, снятый Александром на фестивале в прошлом году. Это очень простые, но в то же время ужасно живые и яркие кадры — у Александра какой-то очень добрый и чистый взгляд. Особенно трогательно лично для меня было зайти на выставку и немедленно уткнуться лицом в огромную фотографию своего друга Антона, идеолога коллектива «Атанорэ». В прошлом году он тоже приезжал на фестиваль, и вот, пожалуйста, попался Александру в объектив. А в середине ноября Антону вместе с остальными героями выставки предстоит путешествие в Лион — там фонд Михаила Прохорова будет представлять довольно масштабный проект «Неизвестная Сибирь», и выставка «Канск. Август» поедет туда. Пожелаем ей удачи.

Дальше был Вася Слонов со своим «Звездочётом», привезённым специально к фестивалю из Красноярска. Это такой совершенно замечательный проект, который Вася представил не то на биеннале, не то на музейной ночи (простите, горячо любимые и дорогие моему сердцу сотрудники КИЦа; честно запамятовал) — собранный из деревянных щепок мужик, который смотрит в звёздное небо через подзорную трубу и, скажем так, пропускает всю его бесконечную красоту через себя. Вчера на открытии ещё случился спонтанный музыкальный перформанс — гости фестиваля Евгений Калачев и Вова Буш (да, наш Буш, наш) давали на гитаре и хомусе такого разреженного бесформенного эмбиента с эхом, а Вася и талисман фестиваля Коля Кольский сменяли друг на друга на перкуссии, приспособленной из толстой доски и топора. Чуть позже, когда в этом же помещении уже прошла официальная пресс-конференция фестиваля, и основная масса народа потянулась на улицу смотреть на детишек в афишных тумбах, ребята продолжили музцирование, и к ним присоединился Герман Виноградов, который сначала позвякивал тибетской чашей, а потом запел, да так, что ой. Слышали его, наверное, человек семь, не считая остальных музыкантов, но мне почему-то кажется, что из этих семи это представление никто не забудет.

Дальше все немножко потолклись на улице, где было чуть-чуть официальщины, а потом перешли внутрь на открытие. И началось открытие с довольно грандиозного выступления Андрея Кислицина, который, кажется, будет главным героем фестиваля в этом году. Андрей — мим, клоун, танцор, человек-перформанс, парень с добрым лицом и феноменальным уровнем контроля над собственным телом. Он стартовал со сцены, потом вышел в зал, пробежался до самого верха, раскидывал и раздаривал розы направо и налево (часть была у него в руках, часть была заправлена в штаны) — в общем, это была такая феерия, на которую чутко и ярко откликнулись абсолютно все зрители (особенно девушки — девушки при виде выступлений Андрея в буквальном смысле слова пищат). Вообще, похоже, приглашение Андрея на фестиваль было одной из главных находок этого года — его выступления одновременно ужасно здорово и умнО придуманы и моментально понятны и доступны вообще любому зрителю. Позже, на открытии, Андрей работал таким клоуном — вылезал на сцену к официальным лицам, пародировал их, ходил по залу, строил рожи, подсаживался к зрителям, в общем, делал всё, чтобы внести в более-менее официальное мероприятие толику веселого абсурда. Получалось у него отлично.

Перформанс Ираиды Юсуповой и Александра Долгина «Аэлита» нам представили так — что мы посмотрим классику немой фантастики, фильм «Аэлита», в сопровождении марсианского хора. На сцену вышли люди в народных костюмах, погас свет, пошёл фильм (вернее, такая авторская нарезка из него, перемежаемая странными вставленными кадрами), и всё это сопровождалось такой странной нервной музыкой, в котором человеческие голоса были с помощью разных манипуляций искажены и превращены во что-то странное. Звучало это довольно круто (хотя и 30 сплошных минут такой музыки — наверное, чересчур мощная атака на неподготовленного зрителя), но вот эти странные вставки в фильм смотрелись довольно странно и как-то мешали, что ли.

Потом на улице снова выступал Кислицин, на этот раз с большим сольным выступлением. Пересказывать его вещи словами — задача не очень благодарная; это всё-таки в первую очередь штука визуальная. Надеюсь, какие-то фотографии будут; надейтесь и вы со мной вместе.
Всякие конкурсные и специальные показы начинаются уже сегодня — так что длинными списками названий фильмов, которые вам вообще ничего не говорят, я начну вас мучить только с завтрашнего дня. Остаюсь на связи, всё идёт совершенно не по плану, но, как говорили главному герою моего любимого фильма «Почти знаменит» перед тем, как лишить его девственности, «Я видела будущее, и ты не волнуйся, всё обойдётся». Так и мы здесь. Гости фестиваля уже пережили захват в плен ряжеными белогвардейцами и катание на лошадях (это было в самый первый день, в специально организованной поездке в Дзержинский, кажется, район) — так что, думаю, теперь их уже так просто не возьмёшь. Ждите следующих донесений.

Вечно ваш, Сергей Мезенов

 

Рекомендуем почитать