Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Без названия — Домашний кинотеатр

Без названия — Домашний кинотеатр

28.03.2011
5

Вообще-то у этого фильма есть название — он называется «Почти знаменит». А «Без названия» — это отдельный заголовок для его режиссерской версии, которая длиннее минут примерно на тридцать.

Это фильм Кэмерона Кроу, автора хороших фильмов «Скажи что-нибудь», «Одиночки» и «Джерри Магуайр» и не очень хороших «Ванильное небо» и «Элизабеттаун». «Почти знаменит» его не только лучший, но и, пожалуй, главный фильм — вплоть до того, что все фильмы, сделанные до него, у него становились раз за разом всё лучше, а с теми, что он сделал после, происходило ровно обратное. Тут рассказывается история о 15-летнем парне Уильяме Миллере (прекрасный дебютант Патрик Фьюджит), который волей случая получает от журнала Rolling Stone задание всей жизни — поехать в турне вместе со своей любимой группой Stillwater и написать про них статью. На дворе 73-й год, эра расцвета рок-н-ролла уже на излёте, но все сопутствующие фейерверки — наркотики, девочки, внутригрупповые разборки, всё такое — ещё функционируют вовсю. Уильям, меж тем, правильный мальчик-хорошист, воспитанный в одиночку мамой-профессоршей (феноменальная Фрэнсис МакДорманд); в общем, уже понятно, что взрослеть в дороге Уильяму придётся весело и с приключениями.

От чего у Кроу на четвёртом фильме вдруг выросли крылья, более-менее понятно — отчасти эта история и про него самого тоже. Он тоже рос в занятной семье (все семейные подробности жизни Уильяма точно скопированы с семейства Кроу — мама-профессор, прыжки через классы, отсутствующий папа, ушедшая из дома старшая сестра), он тоже в 15 лет стал самым юным репортером того же RS, у него тоже были интересные проблемы с группой на своём первом задании (только это были не выдуманные Stillwater, а реальные The Allman Brothers Band). Но дело тут не только в этом всё-таки — да, он был лично прекрасно знаком с тем временем (первая половина 70-х) и той средой (рок-музыкальная тусовка), в которой разворачивается действие, но фильм-то не только про это. «Почти знаменит», если коротко, фильм вообще обо всём на свете. Ну, по крайней мере обо всём самом важном — о взрослении и о семье, о любви и о дружбе, о творчестве и об амбициях, о музыке, наконец.

Самое классное у Кроу — это то, как он смотрит; его взгляд одновременно добрый и чуть насмешливый, но в то же время глубоко проникающий и честный. У «Почти знаменит» удивительная интонация — с материалом, на котором легче легкого было бы впасть в десяток смертных грехов кинематографиста (блаженную сентиментальность, язвительную циничность, притворную нравоучительность, драматизированную истерику на тему грязной изнанки шоу-бизнеса и далее до бесконечности), Кроу будто на цыпочках проходит по краю бездны, удерживаясь от всего этого. Он регулярно забредает в довольно-таки тёмные уголки человеческих взаимоотношений, и рассказывает о них ужасно здорово — честно, не отводя взгляда, но в то же время не стараясь покрепче прихватить публику за горлышко дополнительным драматизмом.

Ну, и чисто сценарно, на уровне последовательности сцен и реплик, «Почти знаменит» скроен потрясающе ладно и крепко. Тут есть как минимум две совершенно гениальные сцены (песня Элтона Джона в автобусе, кульминационный общий диалог в самолёте) и ещё примерно полторы тонны просто отличных. Диалоги тут как музыка просто — хочется прямо учить наизусть. (У меня с этим фильмом такая же история, как у героя Винсента Галло у Кустурицы была с «Бешеным быком»; я тоже могу параллельно с фильмом прямо по тексту шпарить). Играют все так, что загляденье просто — что МакДорманд может быть отличной, известно давно и всем, а вот куда всё делось у Кейт Хадсон, которая здесь просто замечательная, или у Билли Крадапа — хорошая, годная загадочка.

В фильме есть сцена, когда старшая сестра, уходя из дома, оставляет герою под кроватью все свои пластинки. И там в пластинке The Who «Tommy» лежит записка — «Послушай „Tommy“ при свечах, и увидишь своё будущее». У меня, к сожаленью, младших сестёр или братьев нет — но если б были, я бы им тоже оставлял в нужном возрасте под кроватью диск с «Почти знаменит». Потому что если его в правильном возрасте посмотреть — скажем, лет в 15 — он натурально может стать главным на всю жизнь. Хотя я посмотрел его в 20, и ничего — вот уже одиннадцать лет он со мной, и важнее него для меня по-прежнему практически ничего нет.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать