Канский (даже Word стремится сразу исправить это слово на «каннский») видеофестиваль стремительно приближается к завершению - до подведения итогов остался всего один день.
Вчера просмотров было не очень много, всего две программы, зато обе прекрасные. В первой программе отмечал своё 25-летие «Синефантом» - такой, условно говоря, лейбл для параллельного кино, начавший жизнь, как самиздатный журнал, печатавшийся на машинке под копирку числом 10 копий, а сейчас существующий как вывеска для разных людей, занимающихся этим самым параллельным кино. Ранее синефантомовское творчество связано с такими величинами русского андеграунда, как Юфит, Юхананов и братья Алейниковы - то есть, питерский некрореализм, московские концептуалисты, все дела. Иначе говоря, это красочное кинематографическое безумие - в программе была «Весна» Юфита, отрывки из «Трактористов-2» Алейниковых, ещё много интересного. Большинство из фильмов вызывают приятное исследовательское удивление - мол, надо же, чем только людям не приходит в голову заниматься. Но фильм братьев Алейниковых «Трактора» - без дураков отличная вещь. Поищите, он короткий, наверняка где-то на просторах интернета валяется.
Потом была конкурсная программа. Я уже и сам говорил это, и все, с кем я здесь об этом беседовал, в том числе коллеги-критики, подтверждают - конкурс в этом году очень мощный, очень цельный, попаданий мимо практически нет, каждая работа как уверенная заявка автора на будущие интересные свершения. В этом блоке было шесть фильмов - три из них, кстати, отечественные. Началось всё с прекрасной немецкой анимации «Лумо» - описать её трудно, там всё построено на том, что в анимации есть абсолютная свобода, нарисовать ведь можно всё, что угодно. Если коротко, то это был такой сплав виндзор-маккеевских мотивов исследования чистых изобразительных возможностей рисунка и занятного размышления на тему взаимоотношений художника и его творения. Или вроде того.
Потом пошли русские фильмы. Первым было «Море желаний», элегическая короткометражка с интересной работой с кинематографическим пространством. Начинается она как неторопливая, несколько хлебниковского толка история про город у моря, с двумя прекрасными центральными персонажами и отличным, хм, сюжетным разворотом, которая потом, где-то на середине, вдруг через абсолютно чеховско-михалковскую сцену уходит в элегантную визуальную абстракцию, а потом обратно. В определенный момент, после того, как герои прошли через чеховский садик и вышли на поле, у меня что-то такое забрезжило в памяти - и точно, оказалось, что это новый фильм режиссера Шоты Гамисония, который в прошлом году показывал в Канске свою короткометражку « клоуны, яблоко...
Потом было короткое видео «Вместе» питерца Михаила Железнякова, короткое и очень остроумное помещение действия выгула домашней собаки в общенациональный контекст. И ещё одна отечественная короткометражка « Мир крепежа
Завершили программу два зарубежных фильма - исландский «Клаус», очень славная и смешная современная фантазия на тему Санты, и турецкий фильм «Яссин, или пост-модернистская сущность Химбилгила», смешная и остроумная, но всё же шуточка.
Ну, в общем, такие дела. Сейчас сижу на репетиции закрытия, тут отрабатывают номера «Рокер Джокер» вместе с местными подростками-танцорами и певцами из народного ансамбля, получается несказанная красота, даже на репетиции. Одним глазком читал сценарий закрытия, ещё будет детская экспериментальная анимация и шумовой оркестр, в общем, под занавес нас всех, судя по всему, окончательно порвёт. Ну и что, ну и нормально, так и надо.
С фестивальным приветом, ваш Сергей Мезенов