Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Один-ноль, выпуск семь

Один-ноль, выпуск семь

26.08.2011
9

Канский (даже Word стремится сразу исправить это слово на «каннский») видеофестиваль стремительно приближается к завершению - до подведения итогов остался всего один день.

Вчера просмотров было не очень много, всего две  программы, зато обе прекрасные. В первой программе отмечал своё 25-летие «Синефантом» - такой, условно говоря, лейбл для параллельного кино, начавший жизнь, как самиздатный журнал, печатавшийся на машинке под копирку числом 10 копий, а сейчас существующий как вывеска для разных людей, занимающихся этим самым параллельным кино. Ранее синефантомовское творчество связано с такими величинами русского андеграунда, как Юфит, Юхананов и братья Алейниковы - то есть, питерский некрореализм, московские концептуалисты, все дела. Иначе говоря, это красочное кинематографическое безумие - в программе была «Весна» Юфита, отрывки из «Трактористов-2» Алейниковых, ещё много интересного. Большинство из фильмов вызывают приятное исследовательское удивление - мол, надо же, чем только людям не приходит в голову заниматься. Но фильм братьев Алейниковых «Трактора» - без дураков отличная вещь. Поищите, он короткий, наверняка где-то на просторах интернета валяется.

Потом была конкурсная программа. Я уже и сам говорил  это, и все, с кем я здесь об этом беседовал, в том числе коллеги-критики, подтверждают - конкурс в этом году очень мощный, очень цельный, попаданий мимо практически нет, каждая работа как уверенная заявка автора на будущие интересные свершения. В этом блоке было шесть фильмов - три из них, кстати, отечественные. Началось всё с прекрасной немецкой анимации «Лумо» - описать её трудно, там всё построено на том, что в анимации есть абсолютная свобода, нарисовать ведь можно всё, что угодно. Если коротко, то это был такой сплав виндзор-маккеевских мотивов исследования чистых изобразительных возможностей рисунка и занятного размышления на тему взаимоотношений художника и его творения. Или вроде того.

Потом пошли  русские фильмы. Первым было «Море желаний», элегическая короткометражка с интересной работой с кинематографическим пространством. Начинается она как неторопливая, несколько хлебниковского толка история про город у моря, с двумя прекрасными центральными персонажами и отличным, хм, сюжетным разворотом, которая потом, где-то на середине, вдруг через абсолютно чеховско-михалковскую сцену уходит в элегантную визуальную абстракцию, а потом обратно. В определенный момент, после того, как герои прошли через чеховский садик и вышли на поле, у меня что-то такое забрезжило в памяти - и точно, оказалось, что это новый фильм режиссера Шоты Гамисония, который в прошлом году показывал в Канске свою короткометражку «

клоуны, яблоко...». Там было больше абстракции, в «Море» уже есть сюжет и диалоги, но в любом случае это очень круто - за три короткометражных фильма (я спрашивал, «Море» у него третье) выработать такой собственный стиль, что люди, не очень хорошо знакомые ни с самим режиссером, ни с его творческими принципами, начинают узнавать. Сейчас Гамисония работает над полным метром - и, знаете, я этот фильм очень хочу посмотреть.

Потом было короткое видео «Вместе» питерца Михаила Железнякова, короткое и очень остроумное помещение действия выгула домашней собаки в общенациональный контекст. И ещё одна отечественная короткометражка «

Мир крепежа», с Мерзликиным в главной роли, очень ладно придуманная и сделанная нежно-абсурдная история про планирование свадьбы, которая затем перерастает в нечто более странное. Режиссер, как выяснилось, уже тоже работает над полнометражкой - будет фильм из четырех новелл, «Мир крепежа» будет как раз одной из них. Этот фильм я тоже с большим удовольствием посмотрю -русскому кинематографу страшно не хватает вот как раз такого кино, умного, интеллигентного, умеющего играть смыслами и реальностями, очень ладно скроенного с чисто кинематографической точки зрения.

Завершили программу  два зарубежных фильма - исландский «Клаус», очень славная и смешная современная фантазия на тему Санты, и турецкий фильм «Яссин, или пост-модернистская сущность Химбилгила», смешная и остроумная, но всё же шуточка.

Ну, в общем, такие дела. Сейчас сижу на репетиции  закрытия, тут отрабатывают номера «Рокер Джокер» вместе с местными подростками-танцорами и певцами  из народного ансамбля, получается несказанная красота, даже на репетиции. Одним глазком читал сценарий закрытия, ещё будет детская экспериментальная анимация и шумовой оркестр, в общем, под занавес нас всех, судя по всему, окончательно порвёт. Ну и что, ну и нормально, так и надо.

С фестивальным приветом, ваш Сергей Мезенов 

Рекомендуем почитать