Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Восток — дело сложное...

Восток — дело сложное...

23.03.2012
8

Некоторые читатели уже упрекали меня в том, что я, дескать, слишком мрачно смотрю на нашу с вами театральную действительность. Но что поделать, если исторически сложилось так, что она заслуживает как минимум настороженных взглядов? Вот, скажем, восточная экзотика «Театральной весны» не оправдала себя ни на тугрик. Вчера Хакасский национальный театр не сумел совладать с Пиранделло. Сегодня же соседи-железногорцы (а именно Театр кукол «Золотой ключик») радовали детей спектаклем «Богатырь Нюргун и светлоликая Туярыма», созданным из кусочка якутского народного эпоса. «Радовали», написал я, а по мне так пугали, причем пугали изощренно.

«Прародителями людей
На обетованной земле
Из Улуса Солнца,
Из рода айыы
Были взяты Саха Саарын-Тойон
И Сабыйа Баай-хотун».

Началось все с ужаснейшей монотонной вводной, которую зачитывала с листа некая женщина на фоне зашторенного занавеса. Зачитывала долго, с каждым словом погружая нас в волнующую и красочную историю Олонхо, изобилующую непроизносимыми именами и непонятными словами как национального, так и бюрократического характера (одно «ходатайствует» чего стоит). На десятой секунде рассказа ребенок впереди начал громко жаловаться, что ему тут уже надоело, за что получил от мамы установку «сиди и терпи» и выговор: «а ты почему не хлопал, когда все хлопали?».

Это была присказка, следом за которой поднялся занавес — и последовала еще одна присказка, столь же монотонная и синтаксически неодолимая. Возможно, создатели предполагали ввести маленькую публику в транс словесной абракадаброй? Тем более что беседы предстояли космогонические. Оформилось сценическое пространство спектакля — посредине висит небольшой плоский диск Срединного мира, на заднем плане — Мировое древо, из центра кулис, ломая земную твердь, приходит Зло, а Добро — откуда-то издали. Когда местом действия станет подземный мир, все превратится в мрачную пещеру, похожую на подземелья Короля Купов из игр про водопроводчика Марио. В этих декорациях и играют куклы.

Куклы были разными. Часть из них оказались чересчур мелкими, чтобы их можно было разглядеть из последних рядов, да еще и пугливыми — когда фотограф отправлялся к сцене, чтобы аккуратно их заснять, мелкота тут же пряталась за кулисы. Были куклы значительно больше, они не прятались, но приближаться к ним фотограф поостерегся, и еще были люди в костюмах, изображавшие былинного богатыря и эпичного черного властелина. Вот это взаимодействие — марионеток и людей, людей и огромных ростовых кукол, в котором одна из сторон на фоне другой казалась махонькой — наверное, единственный интересный штрих в спектакле. Только вот темный Уот Усутаакы вместо головы обзавелся шлемом футуристического робота, а лицо богатыря внушало ужас даже без маски.

Еще один вопрос, который я бы хотел задать режиссеру — заслуженному деятелю искусств республики Саха Петру Скрябину — почему так громко? Запутанность и общую жестокость, присущую восточным сказкам, актеры покрывали за счет раскидистой напевности голосов, заглушавших даже скрежещущую музыку и дававших детям возможность уже не скрываясь и с удовольствием говорить в голос.

«Рекомендуемый возраст с 6 лет». Ни в коем случае! Помню, что мне в свое время стоило больших трудов уговорить родителей разрешить смотреть мне каких-нибудь «Мышей-рокеров с Марса» или тому подобную ерунду, потому что они считали её вредной для маленького мальчика. Вечером позвоню им и сообщу, что вреднее якутских эпосов я видел мало вещей. Хорошие герои одерживают здесь верх исключительно за счет подлости и коварства, не стесняясь ни лжи, ни лицемерия. Богатырь Нюргун, крушащий и выжигающий подземный мир, похож на разбушевавшегося гопника, или на монгола на руинах очередной сожженной им деревни. Красные глаза, мечи, простенькие спецэффекты — все это произведет дешевое впечатление, ничего не оставив в душе.

Нет, что-то было в спектакле классное. Какое-то якутское имя, точно. Вот только никак его не припомню...

Рекомендуем почитать