Город Енисейск (до 400 лет не хватает шести) сам по себе арт-объект, превратившийся по случаю Дня города и августовской ярмарки ещё и в большой перформанс. Если бы мир был чуть правильнее, то по всему центру там были бы люди, прошедшие этап музейной адаптации и потому в костюмах, прямо по листку из краеведческого музея, сколько каких профессий было в середине XIX века: 1 валенщик, 12 пекарей и так далее. То есть серьезно — чиновники, врачи, учителя стояли бы и приглашали куда-то войти. Можно было бы, почти как у Паланика, заглянуть в любой угол и найти там человека, рассказывающего про своих криволапых цыплят, а кто-то, нарушающий заведенный распорядок, стоял, закованный в колодки прямо под указателем, что Нансен тут был.
Тем не менее, Енисейск — это просто деревенское двухэтажье, узкие улочки, между которыми ходит коза, отсутствие тротуаров. В объекте культурного наследия, который датируется, страшно подумать, XVII веком, лежит корова и обмахивается хвостом, следит за тем, как кто-то проходит во двор, чтобы осмотреть амбарные железные ворота, от которых осталась только одна половина. Основные достопримечательности собраны в центре города, и, кроме типично бело-голубых церквей и монастырей, есть дома разной степени старости. Например, дом с колоннами, напоминающий нашу краевую библиотеку в миниатюре, или старая кирпичная типография, или совсем разрушенная церковь с впалыми окнами и висящими иконами под крышей.
Я там оказалась по случаю традиционной ярмарки, которая проходит каждый год, вместе со мной у прилавков с ремеслами большие толпы. Кроме непонятно для чего установленных «шатров» (глаз везде ищет подобие инсталляций), полуметровые фигуры медведей, сделанные из колючек репейника. Уха из выловленной в Енисее рыбы, который как часть панорамы служит фоном: несколько кораблей, пристань, моторная лодка, севшая у берега на мель. Аутентично выглядит мужчина из музея рубанков, держащий в обеих руках эти рубанки и что-то рассказывающий удивленному прохожему.
Кроме обязательных бюстов Ленина (которых, как ни странно, очень мало), на центральной улице две скульптуры: солнце и огромное нечто, похожее на декоративный лук-батун. Продающие квас и настойку женщины зовут в краеведческий музей, который оказывается двухэтажной композицией — на первом этаже кольчуга шестнадцатого века, те самые списки с количеством людей и их профессиями, приспособления для добычи золота, разные самовары и очень большие весы, огороженные самодельной сигнализацией — несколько параллельно натянутых лесок с привязанными колокольчиками, стоит протянуть руку и попадаешься как муха к паутину, громко звякая. Второй этаж приближает к современности, круговая инсталляция: две комнаты с крышей, которые по помосту можно обойти вокруг, с обратной стороны на крыше обнаруживается труп солдата, не сразу понимаешь, что это муляж, разбрызгана кровь из головы, неестественная поза ног и рук, чтобы наверняка сразу было видно смерть, хочется найти лицо, и оно обнаруживается, как продолжение потолка комнаты, словно его закатали сверху, вместе с поверхностью рядом, белой известкой, и оно вместе с ладонями тянется к гобелену и полосатому коврику.
Нарисованные на стенах признания в любви легко становятся художественным объектом, так же и почти любой город упорядочивается разрушенными домами, новой штукатуркой и музейными шлагбаумами. Всем, кто поедет в Енисейск, хочется посоветовать ходить не только по главным улицам, а обязательно свернуть вглубь, там обнаруживаются совсем интересные дома, похожие на конюшни, хореографическая школа, старый рынок, все это дополняет картину будто не вырвавшегося из прошлого города.
Достопримечательности Енисейска - что и как посмотреть в бывшей столице губернии
Пресс-тур «Енисей.РФ». Едем на восток!
Пресс-тур «Енисей.РФ». Северное направление. День второй
Пресс-тур «Енисей.РФ». Северное направление. День третий
Пресс-тур «Енисей.РФ». Северное направление. Финал