Главная
>
Новости
>
«Огребли по самое „не хочу“»: в красноярском Академгородке подвели итоги скандальной выставки современного искусства

«Огребли по самое „не хочу“»: в красноярском Академгородке подвели итоги скандальной выставки современного искусства

1 октября 2021 11:04
42

В Красноярске подвели итоги скандальной выставки «Всё ещё лес», которая проходила на территории Академгородка с 1 августа по 30 сентября. Авторы выставки закрепили на деревьях таблички с цитатами из реальных групп в соцсетях, где общаются жители микрорайона. Таким образом организаторы показали, что «считая лес и берег Енисея своими, они [жители] не церемонятся в выражениях и часто враждебны».

Художники и кураторы выставки, а также исследователи и ученые собрались в культурном центре «Квартира академика» на обсуждении итогов Лаборатории «PubLab», в рамках которой и состоялась скандальная выставка. Высказать свое мнение приглашали и жителей Академгородка. Напомним, многие из местных «взбунтовались» против выставки, а жительница микрорайона даже написала заявление в полицию из-за выставочного объекта. Она пожаловалась на проволоку на деревьях, с помощью которой были закреплены арт-объекты — по ее мнению, такой крепеж вредит зеленым насаждениям.

На табличках, закрепленных проволокой на деревьях, размещены цитаты жителей Академа из сообществ в соцсетях
Источник: vk.com/publab_krsk

Несмотря на многочисленные жалобы на объекты искусства в соцсетях и волну недовольства от местных жителей во время экскурсий по выставке, никто из жителей Академгородка в этот четверг на обсуждения не пришел.

По словам организаторов, предполагалось, что «Лаборатория» поможет исследовать Академгородок и создать произведения искусства в его публичном пространстве, а также обнаружить проблемы, имеющие критическую важность для будущего микрорайона. Мария Букова, продюсер выставки, отметила, что не ожидала такой реакции от жителей, а сама «Лаборатория» из пяти российских городов смогла полноценно реализоваться в Красноярске.

«Для меня это подтверждение факта, о котором не принято говорить, и в своей практике я с этим не сталкивалась. Мы затеяли проект современного искусства, который выходил за пределы музейных стен. Но мы пережили „страшные“ недели из-за последних дискуссий в соцсетях, потому что современное и нетипичное искусство на улицах — не бронзовые памятники, не дизайнерские арт-объекты из зеленых ковров, не сердечки, — его сразу подозревают. Современное искусство стало в глазах публики инструментом либо желания захватить территорию, либо инструментом отмывания денег. Мы с партнерами, художниками и модераторами огребли по самое „не хочу“, но это и отличает наш проект в Красноярске. С художественной точки зрения могу отметить, что кураторы в этом году оказались смелее — они вытаскивали музейные истории наружу, проводили травмирующие проекты. Лично для меня этот проект был определяющим — здесь у меня случился самый лучший менеджмент», — рассказала директор Музейного центра «Площадь Мира» Мария Букова.

Материалы по теме

Урбанисты Мария Быстрова и Петр Иванов на обсуждении отметили, что бурная реакция жителей Академгородка во многом объяснима интересом властей и горожан к благоустройству «Красивого берега» — из-за дискуссий и шумихи местные жители восприняли выставку «Всё еще лес» как очередное вторжение в личное пространство. Социологические исследования подтвердили — столкновение художников с местными жителями привело к неприятию.

«Для того, чтобы собрать данные о выставке, мы ввели фокус-группу, обеспечили пространство видеонаблюдением, художники заполняли специальные дневники, а через некоторое время мы проведем интервью с Егором Задереевым — ученым из Красноярского научного центра СО РАН. Сейчас мы „закопались в данных“, но уже можем сказать, что есть несколько наблюдений. Некоторые местные жители отметили, что лес — это не место для экспериментов, и художниками он был испорчен, а объекты искусства — мусор и вандализм. Другие не поняли, что выставка — временная, и решили, что она здесь навсегда, потому и возмутились: „Намусорили и ушли“. Некоторым было неинтересно разгадывать загадки художника, смысла объектов люди не поняли и не приняли их для себя. Для художников общение с жителями оказалось утомительно, однако иногда происходило и выращивание искусства в диалоге», — рассказала Мария Быстрова из Лаборатории «Гражданская инженерия».

Те из художников, кто на обсуждение итогов выставки все-таки пришел, остались довольны своей работой и самой «Лабораторией». Художник Данил Титов, на объект которого и написала заявление в полицию местная жительница, этим фактом был встревожен, но затем с негативными отзывами научился справляться.

«Я подумал, что если разгорелась дискуссия, и кто-то меня видит, портит объект, ломает, пишет на меня заявления и вообще жалуется — это прикольно, классно, у меня, наверное, всё к этому и вело. Если бы никакой реакции не было — был бы фейл и провал полнейший, а если есть негативная реакция — это тоже реакция. В конце концов, это искусство для разночтения, для того, чтобы создать дискуссию в культурном поле, и хорошо, что так это и сработало», — отметил художник.

Объекты выставки организаторы пообещали демонтировать в ближайшее время. Общий итог обсуждений с кураторами, художниками, социологами и местными жителями появится позже в соцсетях проекта. Проект «PubLab — Лаборатория искусства города» проводится Музейным центром «Площадь Мира» в партнерстве с Красноярским художественным музеем имени В. И. Сурикова и организацией «Интерра»*.

*Организация внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Ссылки по теме:
Рекомендуем почитать