Прежде чем начать рассказ об удачных продажах красноярских художников, нужно отметить, что в краевом центре не так много способов попасть в ту самую арт-тусовку и понять, где она вообще обитает и что делает. Есть несколько мест: во-первых, узнать о новом художнике и купить с аукциона его картину можно на выставке уличного искусства «Флаг в руки»: работы раз в год выставляются в заброшенной витрине в центре города.
Другой способ: попасть на «Пушку» — это объединение молодых красноярских художников, которые собираются, чтобы продать свои работы. Встречаются они с разной периодичностью и в разных местах, поэтому лучше следить за телодвижениями творцов в соцсетях.
Третий способ — периодически наведываться в «Ядро» — «творческую артель Красноярска, формирующую кластер креативных индустрий в центре города». Пространство состоит из открытых мастерских, работающих в формате коворкинга, а также событийных и выставочных площадок. Там всегда можно «поймать» одного из понравившихся художников, познакомиться и договориться о покупке.
Псевдоним: «Модно тусоваться на вернисажах, а не за гаражами»
Самая дорогостоящая работа: картина «Быть ближе»
Цена: 5 000 рублей
Псевдоним — один из молодых красноярских художников с несколькими нашумевшими персональными выставками. Он не называет имени и держится в тени даже на собственных аукционах, но рассказал Newslab, сколько стоила его самая дорогостоящая работа.
«Самая дорогая моя работа — работа „Быть ближе“: на синем фоне изображены наушники, у которых внизу сплетены проводочки, а наверху спаяны два штекера, как один. У картины несколько трактовок, поэтому своей я портить впечатления не буду. Работа была продана с аукциона на моей персональной выставке „Рефлексия“. Кажется, их купили мои знакомые, владельцы „модного“ паблика Вконтакте — они также купили несколько работ», — отметил художник.
Картины Псевдонима продаются с переменным успехом, в основном тогда, когда он их продает, а это чаще случается на персональных выставках или «когда работы сами просятся на продажу». Поскольку художник не живет на деньги, вырученные с продажи картин, его эта сторона вопроса не занимает.
«Я нигде не называю фиксированной цены и не жду человека, который купит работу, хотя, возможно, когда-нибудь перейду и на такой формат, если не буду делать выставок. Крупных выставок у меня было три — и что-то продавалось только с последней, с „Рефлексии“. Аукцион хорошо показывает, кто приходит и сколько этот кто-то готов платить: я выставляю работы по стоимости рамки и материалов, а цену выбирают люди, сидящие в зале. Наверное, главной задачей „Рефлексии“ и было распределить работы по домам посетителей, потому я выбрал метод аукциона. Мне интересно делать искусство для молодых людей, чтобы стало модно тусоваться на вернисажах, а не за гаражами».
Женя Иль: «С рынком искусства в Красноярске дела не очень»
Самая дорогостоящая работа: «Великая мать: Смерть». Часть керамического диптиха.
Цена: 7 000 рублей
Керамистка и художница из Красноярска Женя Иль занимается современным искусством с 2019 года. Самая дорогая ее работа отправилась в Новосибирск и стоила 7 000 рублей.
«Это одна из частей диптиха, посвященного Великой матери. На одной из работ изображено ее рождение, на другой — смерть. „Смерть“ у меня и купили. Каждая из тарелок стоила семь тысяч, и одну из них купила девушка из Новосибирска, просто написала мне в инстаграме, и сделка состоялась. Эта работа была создана специально для выставки „Vulva Vulgaris“, которую мы проводили в 2020 году, а вдохновлялась я некой рефлексией по поводу роли женщины в культуре, искусстве и истории. Женская тема меня вдохновляла и сподвигла на создание этой работы».
Продает свои работы художница преимущественно в соцсетях — просто выкладывает изображение и пишет, сколько стоит та или иная работа. А заинтересованные люди пишут ей лично, и покупка либо случается — либо нет.
«Дела с современным искусством, мне кажется, в Красноярске обстоят довольно неплохо. Люди работают в этой сфере, современные художники у нас есть. Но с рынком искусства вообще — не очень. Большинство моих работ были проданы не в Красноярске, а отправились в другие города — в Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург. В нашем городе только близкие люди покупают мои работы. Жить на заработок со своих работ, конечно же, невозможно, потому что даже если есть заинтересованные в покупке искусства в Красноярске, все равно более менее достойный ценник за работу их отпугивает, поэтому или приходится немного обесценивать свой труд и продавать „за дешево“, или не продавать вообще, но ставить нормальный ценник», — поделилась Женя.
Андрей Азбуниак: «Проще найти обычную работу»
Самая дорогостоящая работа: картина «Буфетчица»
Цена: 40 000 рублей
Андрей Азбуниак рисует с детства, начинал с зарисовок увиденных по телевизору сцен. Художник впервые попробовал продать свои работы в 2018 году, опубликовав их в интернете — и сразу же получив отклик на покупку.
«Самая дорогая моя работа — картина „Буфетчица“ — стоила в районе 40 тысяч рублей, но ее так и не купили, так как украли в ночь после выставки „Флаг в руки“, но все разрешилось порядочно: картину нашли, вернули, и теперь на нее можно посмотреть в студии „Ядра“. Стоимость картины определила экспертиза Музейного центра „Площадь Мира“, у нее появилась цена, и купить ее тоже можно. Также изображение на картине использовали как иллюстрацию в статье для издания „Sex is pure“», — отметил Андрей Азбуниак.
Андрей также рассказал, что продавал свои работы (в том числе и за тушенку) на аукционах других красноярских художников и через паблики Вконтакте. Сейчас, по его словам, картины покупают реже, чем год назад, но за более высокую стоимость. Обычно с художником в соцсетях коллекционеры связываются сами и предлагают ему свою цену, она обсуждается — и Андрей отправляет работу покупателю (чаще — в другие города, потому что в Красноярске «не настолько любят то, что он делает»).
«У всех работы продаются по-разному: кого-то скупают чуть ли не оптом, Саня Закиров (известный красноярский художник, о нем рассказ далее, — прим. ред.) мог бы спокойно жить с продаж. А так — я знаю только Харитона, который продает на улице свои картины, и, вроде, это его основной доход, но, может быть, он еще чем-то занимается. Жить с продаж картин можно, но очень скромно, и проще найти обычную работу, а рисовать тогда, когда есть на это силы и время», — подчеркнул художник.
Вадим Люк: «Покупки случаются в основном тихо, редко и между собой»
Самая дорогостоящая работа: картина «Superluminal / Сверхсветовая»
Цена: 55 000 рублей
Вадим Люк занялся искусством в середине нулевых: сначала рисовал граффити, затем занимался иллюстрацией и графическим дизайном. В начале 2010-х он начал выставляться и «познавать музейно-галерейную среду», а в начале 2020-х решил заниматься творчеством во всем его многообразии.
Самой дорогой работой художника оказалась картина «Superluminal / Сверхсветовая», экспонировавшаяся в этом году на апрельской выставке «Я, Космос» в «Квадрате».
«После окончания выставки работу отнесли в студию „Ядра“, куда пожаловал свежо одетый джентльмен внешности Стивена Фрая и Александра Стриженова. Он заинтересовался полотном, отдыхавшим после выставки на мольберте за моей спиной, и расспросил о том, что на нем изображено. А на нем изображено то, что мы увидим, если преодолеем световую скорость: сложносплетение недосформировавшейся материи. Он обошел второй зал, а вернувшись, спросил цену — в данном случае я ее знал, озвучил — и мой Тинькофф пипикнул. Узнав, что у нас один и тот же банк, покупатель предложил сфотографировать меня на фоне работы и отправить его приятелю Олегу Тинькову. Тот через минуту благословил нас в телеграме большим желтым пальцем вверх», — рассказал Вадим Люк.
Работы у Вадима разные — их ценник варьируется от 1 500 до 120 000 рублей. Стоимость у них не всегда фиксирована, и не всегда цена указывается в рублях: на некоторые работы художник фиксирует количество часов или дней за работой над ними. Сейчас он зарабатывает искусством: расписывает стены и помещения (но только в своем стиле), занимается графическим дизайном, созданием концептов для названий и логотипов.
«Вряд ли кто-то отметит существование в Красноярске „арт-рынка“: покупки случаются в основном тихо, редко и меж собою. Искусство у нас все еще стоит в сторонке от населения, являясь для него чем-то третьестепенным и малопонятным — и население тут не при чем — с ним просто мало разговаривают, а если и начинают, то на каком-то неизвестном языке. Поэтому художники покупают в основном друг у друга, по крайней мере — „молодые“. Потенциала для инвестиций, которым обладает искусство, в наших краях еще не разглядели, как и его способности формировать, а не отражать реальность. Но это вопрос времени», — отметил Вадим Люк.
Александр Закиров: «Дороже двух тысяч — уже экзотическая продажа»
Самая дорогостоящая работа: картина «Операция „Мишки“»
Цена: 170 000 рублей
Александр Закиров уже рассказывал Newslab о том, что рисовать он начал с детства. Родился и вырос один из самых эпатажных художников краевого центра в Барнауле — но переехал в Красноярск и начал сотрудничать с музейным центром «Площадь мира».
«Самую дорогую картину у меня купили в Питере, живопись 2 х 3 метра. Это точная копия картины „Утро в сосновом лесу“ Шишкина-Савицкого, но только из моей картины убрана вся живопись, которую он делал, то есть лес и природа — и оставлена только часть, которую делал Константин Савицкий, то есть три медведя. Мою картину купил мужчина-коллекционер по имени Александр, я не знаю его фамилии, поскольку он связывался с организаторами выставки и купил у них работу без моего участия», — рассказал Александр Закиров.
По словам художника, чаще всего у него покупают гравюры, потому что «дешево и попсово». Более крупные работы приобретают другие художники, в основном — из других городов, из Москвы, Екатеринбурга или Санкт-Петербурга. Также за картины платят искусствоведы, коллекционеры или люди, причастные к художественной сфере.
«Я часто продаю картины в интернете — так, в инстаграме у меня купила картину одна моя бывшая преподавательница из Красноярского художественного института, она приобрела работу за 32 тысячи. Мне показалось, что для преподавателя это немаленькая сумма. Вообще, на рынке Красноярска дела с крупными продажами идут плохо, но хорошо покупают, допустим, гравюры, я продаю такие с пивом „Аян“ и с медвежатами по 2 тысячи. Такого рода цены в Красноярске приемлемы, а что-то более дорогое — это экзотические продажи», — подытожил Александр Закиров.
Деятели искусства в Красноярске есть — их много, они объединяются и делают общие выставки, аукционы и перформансы. Но ценят художников не в родном городе, а в крупных столицах, куда и утекают работы «сибирского пошива». Молодым талантам часто не хватает поддержки, понимания и интереса со стороны зрителей: получается, судьба красноярского современного искусства — в руках простых горожан. А что думаете вы о таких работах? Расскажите в комментариях.
Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab