В Красноярске снова предложили поставить памятник историческому железнодорожному мосту, который в начале 2000-х сдали на металлолом.
Железнодорожный мост через Енисей был построен всего за три года — с 1896 до 1899. Инженер Евгений Кнорре применил уникальные технологии, которые были признаны мировым сообществом — мост был удостоен Гран-при и Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже, одновременно с Эйфелевой башней. Эксперты оценили его «архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». В ЮНЕСКО красноярский железнодорожный мост называли «вершиной человеческой инженерной мысли».
Однако сохранить мост не удалось. В 1990-х годах рядом с «царским» мостом начали строить новую ветку Транссиба. Представители железной дороги сразу заявили — мост слишком ветхий, поэтому его снесут. В 2003 году представители дороги обратились в Законодательное Собрание Красноярского края с просьбой помочь им исключить мост из списка объектов культурного наследия. Они обещали, что один из пролетов сохранят и установят как памятник. На выбор предлагалось два места — на Абаканской протоке или около Вантового моста на Татышев. Мэр Красноярска Петр Пимашков в 2006 году также обещал создать около сохраненной фермы моста музей, но обещание осталось обещанием — в 2007 году остатки исторического моста через Енисей сдали на металлолом.
Теперь власти города решили вернуться к идее создания памятника. Речь об этом шла на стратегической сессии в АНО РГП «Институт города».
«Прорабатывая этот вопрос, в первую очередь мы отталкивались от того, что визуально монумент моста должен просматриваться с разных точек города и при его создании необходимо соблюдать баланс берегов. Рассматривали размещение монумента на одной из площадок в районе Николаевского проспекта, который исторически связан с мостом. Однако выяснили, что до настоящего времени никаких элементов от первого моста, несущих историческую ценность, не сохранилось, поскольку мост неоднократно перестраивался. В оригинале остались только кессоны или так называемые быки моста. Еще одним местом для размещения памятника предлагалась площадка около улицы Профсоюзов, 3. Вопрос прорабатывался совместно с „Институтом города“, „Сибирским федеральным университетом“, „Музеем истории железной дороги“. В результате сообща мы пришли к выводу, что такой значимый объект необходимо реализовывать через проведение архитектурного конкурса», — рассказала руководитель управления архитектуры — главный архитектор города Юлия Соловарова.
Вторым проектом, который собираются реализовать в городе, станет военно-патриотический комплекс в парке «Гвардейский». Там уже есть скульптуры воинов, а также часовня преподобного Ильи Муромского. Эксперты отметили, что перегружать пространство не стоит, поэтому новый комплекс разместить на прилегающих территориях, но размещать капитальные объекты в прогулочных зонах нельзя.
«Размещение на территории Гвардейского парка больших сооружений, пусть даже временного характера, мне кажется лишним. Я была в музеях «Моя Россия» в других регионах. Так вот даже на Сахалине, где население всего острова значительно меньше, чем число жителей Красноярска, здания музея занимают очень солидную территорию. Поэтому в парке в Зеленой роще нам стоит рассматривать другие форматы. Но параллельно работать с Федерацией в части выделения средств на строительство крупного объекта патриотической направленности в Красноярске. Безусловно, он в нашем городе нужен, но размещать его необходимо за пределами парка", — считает депутат Красноярского городского Совета Елена Южакова.
Итогом стратегической сессии стало подписание резолюции, в которой отражена необходимость проведения архитектурных конкурсов по обоим проектам. В результате конкурсов будут сформированы идеи и дано обоснование территориям, в границах которых проекты будут реализованы. Конкурсы планируется объявить в начале лета, после того как рабочая группа сформирует для них техническое задание.