В Красноярске состоялись публичные слушания законопроекта о бюджете на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов. Они были организованы Законодательным Собранием Красноярского края.
Формат публичных слушаний предоставляет возможность жителям региона оценить необходимость включения в расходную часть тех мероприятий, которые предлагают правительство и депутатский корпус, ознакомиться с принципами формирования бюджета, сформулировать свои предложения.
«Публичные слушания являются одной из важнейших частей бюджетного процесса и важным элементом политики по формированию открытого, доступного и понятного как специалистам, так и жителям края главного финансового документа региона. Традиционно в слушаниях участвуют представители всех территорий края, экспертное сообщество, депутаты Законодательного Собрания, члены регионального правительства во главе с председателем, а также представители Государственной Думы Российской Федерации. Организацией мероприятия занимается бюджетный комитет совместно с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Мы уверены, что все обязательства — как социальные, так и связанные с реализацией программ развития края — будут выполнены», — отметил председатель Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко.
Прогноз социально-экономического развития региона на 2026–2028 годы, подготовленный правительством края, обозначает ключевые цели и ожидаемые результаты. Документ представила министр экономики и регионального развития Красноярского края Татьяна Магдибур. Главный показатель — объем валового регионального продукта. В 2025 году он оценивается в 4,2 трлн рублей. К концу прогнозного периода, в 2028 году, этот показатель должен достичь 5,3 трлн рублей. За три года рост составит 3,4 %, а среднегодовой темп прироста — 1,1 %. Уже в 2026 году планируется выход на отметку в 4,6 трлн рублей. Среднедушевой ВРП в крае стабильно превышает среднероссийский уровень более чем на 20 %, что подтверждает высокую экономическую эффективность региона. Инвестиции превысят базовый прогноз, достигнув 1,46 трлн рублей в 2026 году. Безработица останется низкой — примерно 0,7 %. Пенсии и соцвыплаты вырастут быстрее инфляции.
О параметрах краевого бюджета на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов доложил заместитель председателя правительства Красноярского края — министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.
«Несмотря на внешние ограничения, мы сохраняем темпы строительства, капитального ремонта и закупки оборудования. В перечне строек и объектов на трёхлетку — 119 позиций, включая проекты к 400-летию Красноярска. Особое внимание уделяется развитию арктических территорий, опорных городов и населённых пунктов. Важный блок — поддержка территорий в условиях перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. По поручению губернатора мы донастроили систему межбюджетных отношений и увеличили объёмы финансирования по многим направлениям. После внесения бюджета полтора месяца назад проведена большая работа на комитетах Законодательного Собрания и на федеральном уровне. По итогам встреч губернатора с руководителями федеральных структур краю выделены дополнительные средства», — рассказал Владимир Бахарь.
Председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин выразил уверенность, что параметры бюджета заложат прочную основу для устойчивого развития региона. Все обязательства, предусмотренные законом о бюджете, будут выполнены, а взвешенная и системная бюджетная политика сохранит социальную и экономическую стабильность.
«Бюджет сбалансирован, и мы рассчитываем на дальнейшую поддержку со стороны федерального центра. Уже сейчас краю дополнительно выделено почти 3 млрд рублей из федерального бюджета — эти средства учтены в проекте краевого бюджета. Кроме того, мы ожидаем принятия других системообразующих решений, которые позволят усилить финансовую базу региона», — отметил Владимир Чащин.
Счетная палата Красноярского края рассмотрела результаты экспертизы проекта закона о краевом бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. ВрИО председателя Виктор Астраханцев сообщил, что документ в целом соответствует федеральным ориентирам и приоритетам социально-экономического развития региона. Параметры бюджета сформированы с учетом изменений законодательства, сценарных условий экономики и новой системы местного самоуправления.
С докладами и предложениями на публичных слушаниях выступили представители органов власти, муниципалитетов, бизнес-сообщества. Участники слушаний обсудили приоритеты бюджетных расходов, акцентируя внимание на социальной поддержке, развитии инфраструктуры, модернизации промышленности и поддержке северных территорий. По итогам слушаний была подготовлена резолюция, в документе подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства, упорядочения льгот, развития кооперации в промышленности. Рекомендовано обеспечить эффективный парламентский контроль за расходами, продолжить открытую работу с жителями, поддерживать лучшие управленческие практики в муниципалитетах.
Также рекомендовано: упорядочить льготное лекарственное обеспечение, исключив дублирование выплат из разных бюджетов; ускорить передачу неиспользуемых федеральных объектов в собственность края; активизировать поддержку малого и среднего бизнеса, включая социальное предпринимательство; продолжить развитие инициативного бюджетирования и практику открытых диалогов с населением; усилить контроль за эффективностью реализации госпрограмм.
Участники публичных слушаний обратили внимание на необходимость поддержки муниципалитетов в условиях новой системы местного самоуправления и обеспечения роста зарплат бюджетников. Резолюция станет основой для доработки бюджета ко второму чтению. Все рекомендации участники слушаний направили в адрес правительства и парламента края для дальнейшей доработки бюджета с учетом мнения населения.
«Бюджет не только сохраняет традиционную социальную направленность — более половины расходов направлено на здравоохранение, социальную политику, образование, культуру и спорт, — но и демонстрирует преемственность, продолжая логику решений, заложенных в предыдущие годы.
Это даёт уверенность: как экономическим субъектам, так и отраслям обеспечены необходимые бюджетные ресурсы. В стратегическом плане устойчивость и преемственность краевого бюджета означают, что его основу составляет целеполагание национального и регионального уровня — реализация национальных целей, экономической стратегии и стратегии развития Красноярского края. А это, в свою очередь, предопределяет особую ответственность за выполнение принятых решений и создаёт надёжную основу для дальнейшего движения региона вперёд», — отметил спикер регионального парламента Алексей Додатко.



