Премьер Владимир Путин нашел восемь причин, почему в России дороги такие плохие и дорогие, пишет газета «Ведомости».
30 мая председатель правительства Владимир Путин пообещал России качественный прорыв и кардинальное обновление дорожной сети. В ближайшие 5-10 лет страну ждет двукратное увеличение дорожного строительства, пообещал он: до 2020 года построят 18 тыс. километров федеральных трасс. Мало просто строить дороги, рассуждал премьер: «Нужно добиваться того, чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам». Премьер дал восемь поручений, через месяц министерства должны согласовать решения.
Начинать нужно с заказов на строительство и на содержание дорог, считает Путин: подрядчики должны не только предлагать лучшие условия, но и располагать необходимой базой, технологиями и репутацией на рынке. Минтранс уже разрабатывает паспорт подрядчика, сообщил министр Игорь Левитин.
Вторая мера, продолжил Путин, — контракты жизненного цикла на строительство и эксплуатацию дорог, где-то на 10-30 лет. Подрядчик прокладывает дорогу и отвечает за ее содержание, государство платит ему равными долями в течение всего периода действия договора. Путин надеется, что это искоренит у строителей психологию временщиков. Минтрансу поручено заняться разработкой комплексного мониторинга состояния автомобильных дорог страны с использованием «Глонасс».
Регулирование отрасли — третья мера. Путин сказал, что нужно быстрее принимать новые техрегламенты — с использованием зарубежного опыта. Многие нормы регулирования строительной отрасли устарели, тормозят новые стройки, возмущался премьер, хождение по инстанциям превращается в круги ада.
Создание банка типовых проектных решений тоже должно ускорить стройку — там можно будет купить готовую документацию и, привязав к местности, начинать строительство. Цены станут прозрачнее, обещает премьер.
Путин предлагает упростить и госэкспертизу: нужно, чтобы она не мешала инновациям при возведении дорог.
Шестая мера — изменение механизмов отвода участков земли под дорожное строительство. Путин признался: «Еще только-только запроектировали дорогу — сразу же эти участки скупают те, кто информацию имеет». Минтрансу предстоит определить сроки изъятия и резервирования земель при строительстве новых трасс.
Премьер пообещал также упростить порядок получения права на разработку месторождений нерудных ископаемых для крупных инфраструктурных проектов. «Этот рынок на местах монополизируется, цены растут раз в шесть сразу», — сетовал Путин.
Громадные планы сформируют спрос на дорожно-строительную технику, уверен Путин, а она должна быть качественной и отечественной. До конца следующей недели Минпромторгу поручено подготовить антидемпинговые предложения для строительной техники. Пусть отечественные машиностроители создают в России совместные предприятия с иностранцами, предлагает премьер. Правительство поддерживает идею создания производств строительной техники в режиме промсборки, объясняет чиновник аппарата правительства.