Одним из наиболее важных событий для РЖД в 2014 году Владимир Якунин назвал открытие Манского тоннеля в Красноярском крае. О значимости этого события президент ОАО «Российские железные дороги» заявил на II съезде региональных журналистов в Москве. В одном ряду с открытием Манского тоннеля он обозначил сдачу портового терминала в Раджине (Северная Корея) и начало реконструкции БАМа.
Самой актуальной на съезде стала тема строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). В Транспортной стратегии РФ предусмотрено строительство высокоскоростных железных дорог общей протяженностью более 4 тыс. км, скоростных — протяженностью более 7 тыс. км. Владимир Якунин отметил, что при строительстве ВСМ будет учтен опыт китайских железных дорог. При этом будут использоваться только российские технологии.
На сегодняшний день уже разработана «Концепция развития высокоскоростной магистрали Красноярск — Новосибирск», в основе которой — создание в межрегиональном сообщении выделенной магистрали для движения поездов на скоростях до 400 км/час. Концепция объединяет 3 варианта маршрута ВСМ между городами — миллионерами (через Томск, через Кемерово, через Тайгу). На данном этапе необходимо подготовить технико-экономическое обоснование проекта, для того чтобы произвести выбор трассы, оценить условия, скорость и требования к будущей линии, стоимость строительства и его целесообразность.
Не меньший интерес аудитории интерес вызвала тема развития Восточного полигона: обсуждался проект реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба. Было отмечено, что к концу 2017 года в соответствии с планом должно быть завершено строительство и реконструкция более 90 станций и 47 разъездов, более 460 км вторых путей, порядка 680 км автоблокировки, 19 тяговых подстанций, более 350 км контактной сети.
Один из сложнейших проектов — это строительство нового Байкальского тоннеля длиной почти 7 километров. Кроме того, предстоит выполнить мероприятия по реконструкции 150 крупных искусственных сооружений и порядка 378 объектов реконструкции и модернизации железнодорожного пути. Всего в планах — 980 объектов железнодорожной инфраструктуры. В целом на обновление инфраструктуры Восточного полигона планируется выделить 562 млрд рублей, в том числе 302 млрд — из средств ОАО «РЖД».
«Мы давно говорили о колоссальных перспективах развития этой магистрали для экономики страны, скептики спорили с нами, и вот сейчас, в год 40-летия БАМа, правительство приняло решение о выделении средств на эти цели», — сказал Якунин.
На съезде обсудили и вопросы тарифной политики на пассажирские и грузовые перевозки. По словам Якунина, в 2015 году, возможно, на 10% будут увеличены тарифы на грузоперевозки, тогда как в 2014 году тарифы не поднимались. Это, по словам президента РЖД, было непродуманным решением. Убытки компании составили сотни миллиардов рублей. При этом, кроме железнодорожников, ни одна из естественных монополий тарифы не заморозила. По этой причине более 130 тысяч сотрудников компании работают сейчас на неполной рабочей занятости.
«ОАО „РЖД“ является базовым элементом для развития всей программы экономического развития в стране, — подчеркнул Владимир Якунин. — Мы сегодня везем более 85% груза без трубопроводного транспорта, 26% пассажиров, формируем 1,6% ВВП страны и осуществляем 3% инвестиций в экономику страны. Все это — достаточно показательные цифры, чтобы относиться к работе железнодорожного транспорта с большим вниманием, ведь все, что происходит здесь, так или иначе влияет на жизнь каждого гражданина».