>
>
В Красноярском крае стали чаще изымать детей из семьи

В Красноярском крае стали чаще изымать детей из семьи

16 декабря 2015 18:43
0

16 декабря на заседании комитета по здравоохранению и социальной политике Законодательного Собрания Красноярского края депутатам представили отчет о результатах проверки Счетной палаты региона эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание краевых государственных учреждений социального обслуживания центров помощи семье и детям. Аудитор Лариса Титова сообщила, что региональной стратегией действий в интересах детей предусмотрено 76 мероприятий, и по 30 из них ответственным исполнителем является министерство социальной политики.

Результатом мероприятия «Выявление семей с ранними признаками семейного неблагополучия и оказание им социальной помощи» должно было стать сокращение числа детей, изъятых из семьи и помещенных в специализированные учреждения. Но в крае отмечается увеличение численности детей, изъятых из семьи. В 2012 году их было 2884, а в 2014-м — уже 3355. Кроме этого, аудиторы отметили, что не создан проект «Семья Красноярья» на сайтах комиссии по делам несовершеннолетних, министерства социальной политики и министерства здравоохранения, а также не принят порядок межведомственного взаимодействия по защите прав детей между министерствами социальной политики, образования и здравоохранения.

В ходе проверки Счетная палата отметила, что сложившаяся система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, что приводит к неэффективности решений конкретных проблем. При наличии единых основных задач органы системы профилактики безнадзорности имеют различные компетенции. Для решения задач в соответствии с Законом края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» министерством социальной политики формируется единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении. Но цели и задачи формирования и использования единого краевого банка данных не реализуются.

При анализе результатов деятельности центров за 2012–2014 годы Счетная палата зафиксировала позитивную тенденцию увеличения на 30 % численности детей, возвращенных в родные семьи после изъятия. Вместе с тем отрицательный характер носит тенденция уменьшения численности детей, переданных на воспитание в семьи граждан.

В центрах социальной помощи семье уменьшилась численность потребителей государственных услуг на 1370 человек; количество койко-мест сократилось на 34 %; численность детей, временно проживающих в стационарных отделениях, — на 114. Стоимость содержания койко-места составляет 844 тысячи рублей, с 2012 года она увеличилась на 32 %. Для сравнения, содержание воспитанника детского дома обходится краевому бюджету в два раза меньше. Уставами центров не предусмотрены цели и задачи деятельности по ранней профилактике семейного неблагополучия. В результате семьи попадали в поле зрения специалистов центров тогда, когда уже находились в глубокой кризисной ситуации, и изъятие ребенка становилось неизбежным. Центры не переведены на условия аутсорсинга, государственно-частное партнерство не организовано.

Также были установлены многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, а также выявлены условия, позволяющие должностным лицам злоупотреблять своими обязанностями при распоряжении средствами и имуществом.

«Прежде всего, следует определить цену вопроса: нужно знать, во сколько обходится та или иная услуга, причем расчеты надо производить с учетом затраченной электроэнергии, работы уборщиков и прочего. Частный бизнес должен быть заинтересован, а для этого необходимо выверить все цифры с тем, чтобы в дальнейшем передать эти услуги в аутсорсинг», — отметил председатель профильного комитета Юрий Данильченко.

Еще одна актуальная проблема, поднятая парламентариями на заседании комитета, касалась разрозненности действий ведомств, задействованных в системе управления. Сейчас вопросами семейной политики занимаются, например, социальная защита, органы опеки и попечительства, министерства здравоохранения и образования, комиссия по делам несовершеннолетних.

«У семи нянек, как известно, дитя без глазу», «работа идет в этом направлении фрагментарно», «нужно объединять усилия задействованных в этом вопросе структур», «нужна не разобщенность, а координация», — отметили депутаты

В ходе дискуссии предложения высказали председатель Счетной палаты Татьяна Давыденко, министр социальной политики Галина Ковалева, министр образования Светлана Маковская, Уполномоченный по правам ребенка в крае Ирина Мирошникова.

Затем Ковалева пояснила замечания Счетной палаты. По ее словам, большое внимание уделяется вопросам профилактики безнадзорности, и в этом году наблюдается тенденция к уменьшению числа детей, изъятых из семьи. По поводу стоимости койко-мест Галина Ковалева рассказала, из чего она складывается, какими нормами регулируется, чем обосновывается. Также отметила министр и последствия проверок в стационарных учреждениях социального обслуживания: «Замечания учтены, совещания с руководством были проведены, методические рекомендации мы всем направили, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности».

По итогам обсуждения Данильченко предложил коллегам в первом квартале 2016 года провести дискуссию за круглым столом с представителями частного бизнеса и всесторонне рассмотреть вопрос о государственно-частном партнерстве. Кроме того, правительству края следует рекомендовать определить координирующий, уполномоченный орган в сфере семейной политики края. Члены комитета поддержали решение председателя.

Данильченко Юрий Михайлович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Давыденко Татьяна Алексеевна
Председатель Счетной палаты Красноярского края
Ковалева Галина Михайловна
Экс-министр социальной политики Красноярского края
Маковская Светлана Ивановна
Министр образования Красноярского края

Ссылки по теме:
Рекомендуем почитать