Почти 60 % россиян заявили о готовности съехать в кювет, чтобы увернуться от пешехода и, возможно, пожертвовать ради него своей жизнью или здоровьем. Как сообщают «Известия» со ссылкой на исследование университета МИСиС и Московского физико-технического института, при невозможности затормозить вовремя в случае внезапного появления на дороге пешехода практически 60 % водителей высказались за резкий съезд на обочину. При этом 38 % россиян считают, что нужно тормозить, несмотря на риск задавить человека.
В ходе исследования были опрошены 80 тыс. мужчин и женщин из 47 регионов России разных возрастных групп. Респондентам предлагалось ответить, как должен среагировать автомобиль, оборудованный системой беспилотного управления, в случае резкого появления на дороге человека или животного. В исходных условиях говорилось, что автомобиль движется со скоростью 80 км/ч по однополосной загородной дороге. Так, в случае внезапного появления одного человека на дороге 37,5 % опрошенных высказались за продолжение линейного движение с торможением и, как следствие, возможным наездом на пешехода. 3,3 % граждан согласились, чтобы машина перестроилась на встречную полосу, по которой движется автомобиль. 58,8 % респондентов проголосовали за резкий маневр в сторону кювета, принимая, что этот маневр может привести к возможным собственным травмам и травмам пассажиров, а также порче машины. Примечательно, что в аналогичной ситуации, но уже с группой пешеходов за «наезд» высказались 25,7 % людей, за выезд на «встречку» — 3,3 %, а за обход по боковине — 71 %.
С выбежавшей собакой при схожих входных данных, но с близко идущей попуткой сзади — большинство россияне проголосовало (55,1 %) за наезд на животное без торможения, которое может спровоцировать удар заднего транспортного средства. 40,1 % россиян, желая спасти собаку, намерены экстренно тормозить, осознавая высокую вероятность ДТП. На «встречку» в такой ситуации согласились лишь 0,5 %, объезжать животное по обочине справа — 4,2 %.
«Наибольшая разрозненность респондентов в ответах наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака. Ее жалеют на 13 % больше женщин, чем мужчин, — говорится в исследовании. — Наиболее отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту совершать женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. Например, эта категория предпочитает съезд в кювет разрешенной ПДД возможности объехать выбежавшую на дорогу собаку (их доля составила порядка 8 % всех женщин, участвовавших в исследовании)».
Если за рулем будет водитель, а не робот, то процент ухода от столкновения будет выше, уверен лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин: «Поверьте, я этой темой немного занимался — так вот, по моим данным, если говорить не о роботе, а о реальном водителе, то в подавляющем большинстве люди вывернут руль, лишь бы избежать наезда. Это происходит на уровне инстинкта. Вот в какую сторону — это уже другой вопрос. В случае авторобота, я считаю, что в алгоритмах должен быть прописан преимущественный объезд человека. Но робот должен на уровне программы каждую сотую долю секунды превентивно обрабатывать информацию об обочине и встречной полосе, чтобы выбрать единственно правильную траекторию».