В Красноярском музейном центре проходит уникальная выставка. В экспозиционном проекте «Сны разума» до 7 июня можно увидеть графические офорты Франсиско Гойи и Сальвадора Дали.
В экспозиции из собрания Кунстгалериен Боттингерхаус (Германия) — две масштабные серии великих мастеров, по 80 в каждой. Серия офортов Гойи Caprichos уже 200 лет занимает умы искусствоведов. В этих полумистических работах художник отразил свое отношение к порочности окружающего его мира. Графику сопровождают комментарии, насчитывающие тысячи страниц. Персонажи офортов — ведьмы, черти, есть здесь и автопортреты самого художника, и его современницы герцогини Альбы (знаменитая Маха). Сюжеты Caprichos причудливые и в то же время весьма реалистичные, со вполне узнаваемой подоплекой и емкими названиями. Одно из них, «Сон разума рождает чудовищ», давно стало афоризмом.
Сальвадор Дали еще более заострил настроение офортов Гойи. И не только за счет того, что насытил их цветом. Но и благодаря собственным знакам, добавленным к графике своего предшественника, и новым названиям каждого офорта. На выставке произведения Гойи и Дали представлены попарно — у посетителей есть возможность сравнить особенности этих творений. Известный красноярский искусствовед Татьяна Ломанова призналась, что сначала она смотрела только на работы Гойи: «Конечно же, эти произведения мне знакомы по репродукциям, но хотелось насладиться особенностями штриха в оригинальном изображении художника».
Кстати, об оригиналах. На открытии выставки красноярские мастера-графики Михаил Бирюков и Герман Паштов несколько усомнились в подлинности офортов Гойи — как им показалось по качеству печати, напечатаны они были не во времена художника, а позже. Профессионалы не ошиблись. Тем не менее никто не опровергает подлинность этих офортов как таковых, ибо напечатаны они были с металлических досок, которые делал сам Гойя. Что подтвердил Татьяне Ломановой и московский куратор выставки Александр Щеляков.
Так или иначе, но впечатление «Сны разума», без малейших преувеличений, производят неизгладимое. Хотя и несколько тягостное. Эти работы и отталкивают, и одновременно притягивают. Наверное, столь двойственное отношение к пороку — в самой природе человека.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»