С 1 по 5 июля в окрестностях Шушенского прошел Международный этнофестиваль «Саянское кольцо». Вряд ли кто-то будет отрицать, что за шесть лет своего существования он стал уже привычным явлением в культурной жизни края. Но именно эта привычность незаметно начала сказываться во вред самой идее фестиваля - такое ощущение, что она постепенно скатывается на нет.
В погоне за массовостью
Напомним, что автор и учредитель «Саянского кольца» Андрей Катаев задумывал свой фестиваль как, во-первых, способ усилить инвестиционную и туристическую привлекательность юга Красноярского края. А во-вторых, возможность представить широкой публике лучших этноисполнителей (прежде всего из Сибири), дать им продвинуться. В том числе и на мировой музыкальный рынок. Отчасти эти задачи оказались выполнены. Именно после успеха на «Саянском кольце» некоторые его лауреаты - например, тувинская группа «Алаш» или якутская «Айархаан» - получили приглашения на заграничные гастроли. А количество зрителей на фестивале с каждым годом заметно прогрессирует - в этом году их уже было порядка 30 тысяч (в прошлом году - в три раза меньше).
Но в то же время в последние два года все отчетливее ощущается, что, похоже, погоня за массовостью становится центральной идеей «Саянского кольца». А сам он превращается не в этнический праздник, а в большой пивной пикник на природе, где этническая музыка - лишь дополнительная экзотика. И не более того. Отсюда, как следствие, установка на попсовость, вопреки заявлениям учредителей. Незадолго до начала шестого фестиваля его исполнительный директор Татьяна Веселина утверждала, что в этом году «концепция «Саянского кольца» отходит от движения в общемассовую, попсовую составляющую и возвращается к состоянию чистых этноэкспериментов». Что ж, если судить по именам почетных гостей, то Веселина действительно не погрешила против истины. Балалаечник-виртуоз мирового класса Алексей Архиповский, этнохулиганы Fundamental и Kultur shock, венгерский мультиинструменталист Элизбар, группы «Ят-Ха» и Zventa sventana - всех этих исполнителей невозможно упрекнуть в попсовости. Но в конкурсной программе шестого фестиваля как никогда отчетливо доминировала дискотечная «унца-унца». Вопрос - как эти исполнители вообще прошли конкурсный отбор?
Конкурс провалился
Если называть вещи своими именами, столь слабого конкурса не было за всю историю «Саянского кольца». Настоящих открытий - уровня уже упомянутых групп «Алаш» и «Айархаан» - не произошло. Львиная доля участников «Саянского кольца - 2009» - русские фольклорные коллективы. В чем, в принципе, нет ничего предосудительного, год на год не приходится. Печально другое: большинство из них - либо слабая претензия на этноэксперимент, с малоубедительным использованием рок-аранжировок. Либо так называемый сценический фольклор - эстрадный, не аутентичный. На фестивале было несколько образцов удачной, на мой взгляд, этностилизации - как дуэт «Сестры» (его участницы Ирина Шульгина и Светлана Галицкая поют в ансамбле «Краса») или еще один красноярский ансамбль - «Ладов день». Но по манере пения некоторых конкурсанток можно сделать вывод, что они наслушались Пелагеи или группы «Иван Купала» (как ансамбль «Шу-шу») и теперь активно продвигают уже успешно опробованное до них. Но куда слабее.
Кстати, желающих поучаствовать в конкурсе в нынешнем году было на треть меньше, чем в предыдущем. Организаторы фестиваля списывают все на кризис: мол, поскольку поездка на «Саянское кольцо» - за счет самих участников, многие коллективы не стали заявляться, ибо предполагали, что вряд ли найдут деньги. Но если посмотреть, как шла подготовка фестиваля, объяснение, по меньшей мере, неубедительное.
Начать с того, что сайт «Саянского кольца» почему-то запустили только в мае, меньше чем за два месяца до начала фестиваля. Да и особой рекламой исполнительная дирекция себя явно не утруждала - накануне открытия «Саянского кольца» в СМИ практически не поступало никакой информации, если не считать майской пресс-конференции учредителей. И, кстати, в привлечении внимания журналистов к фестивалю прослеживается незаинтересованность, если не сказать небрежность. Или организаторы настолько уверились в раскрученности проекта, что какими-то усилиями в поддержании стабильного интереса к нему можно и пренебречь? Честно говоря, после всего увиденного нет ни малейшего желания ехать на «Саянское кольцо» в следующем году.
Китч атакует
Попсовость проявилась не только в исполнительской манере участников, но и некоторых гостей. Если в прошлом году было непонятно, как в программу попала красноярская кабацко-шансонная группа «Яхонт», то в нынешнем в нее столь же необъяснимо затесался эвенкийский шансонье Владимир Хоменко. Андрей Катаев три года назад дисквалифицировал его за откровенное использование фонограммы и все тот же кабацкий репертуар. Судя по тому, что Хоменко не попадал в ноты, на нынешнем «Саянском кольце» он пел вживую. Но его репертуар - худший образец того, как эксплуатируется порой мода на этнику. Экзотический костюм из меха в духе северных народностей, псевдошаманские завывания с хриплыми интонациями в стиле Кая Метова плюс песенная тематика в духе «Увезу тебя я в тундру» - и все, массовый успех у пьяной толпы обеспечен. Но какое отношение эта попсовая придурь имеет к «Саянскому кольцу»?
Если конкурсантов профессиональное жюри под руководством уважаемого музыканта Сергея Старостина отбирало из того, что было (можно представить, какого уровня были остальные заявки!), то до прочих составляющих фестиваля, похоже, руки ни у кого не дошли - их качественным отбором в этом году вообще толком не озаботились. На малой сцене, например, можно было услышать в эти дни убогую цыганщину в исполнении красноярской «Шкатулочки» - Высоцкий и Цой, наверное, в гробу переворачивались от столь «гламурного» исполнения их песен (опять же - причем тут этника?). А столько китча, сколько было на нынешнем «Городе мастеров», невозможно и припомнить. Особенно убойно смотрелась вереница штампованных коней (то ли бронза, то ли гипс, раскрашенный под металл) неких умельцев из Минусинска - пошлость неописуемая. Видеть такое на «Саянском кольце», равно как и китайский ширпотреб, просто невыносимо.
Каковы прогнозы на будущее? Если по-прежнему будет доминировать установка на массовость - весьма неутешительные. Серьезные исполнители на эту пивную тусовку не поедут, и изначальную идею «Саянского кольца» можно будет похоронить. Но все же хочется надеяться, что здравый смысл и тот позитивный опыт, что успел наработать сибирский фестиваль, восторжествуют и он очистится от шелухи китча. И вернется к идее продвижения лучших образцов этнической музыки - идее, благодаря которой он и получил столь мощный резонанс по всей стране.
Лауреаты премии фестиваля «Саянское кольцо» «Золотая Ирия»:
- «Детский ансамбль» - образцовый детский фольклорный ансамбль «Завалинка» (Железногорск);
- «Инструментальный ансамбль» - ансамбль «Русколань» (Красноярск);
- «Вокальный ансамбль» - ансамбль «Звонница» (Омск);
- «Вокально-инструментальный ансамбль» (эксперимент) - «Теленгит» (Республика Алтай);
- «Вокально-инструментальный ансамбль» (этнография) - ансамбль народной музыки «Любава» (Кемерово).
Клоунада на балалайке
Почетный гость «Саянского кольца» балалаечник Алексей Архиповский покорил зрителей своим виртуозным исполнением. Его выступление - это не только блестящая техника и великолепная импровизация, но и настоящая клоунада. Цирковое шоу экстра-класса, когда музыкант играет на своей балалайке и двумя руками, и каждой попеременно, использует ее как скрипку и ритм-секцию, закидывает за спину - и все с простодушной улыбкой Емели.
Не удивительно, что в западной прессе Архиповского давно прозвали «русским Паганини». Но сам он такую характеристику не считает для себя лестной.
- Господи, когда я доживу до того, что меня будут называть по моей фамилии? - грустно посетовал музыкант, общаясь с журналистами после выступления. - За границей меня и Джимми Хендриксом называли - сказывается шаблонное мышление.
На балалайке Алексей Архиповский играет с 9 лет. За плечами у него классическое образование, Гнесинская школа. Но последние лет десять отказался от нот и стал активно экспериментировать с разными жанрами и стилями. И, кстати, сам он себя этномузыкантом не считает. Как и балалайку не воспринимает как исключительно этнический инструмент - по мнению Архиповского, ее возможности гораздо шире и интереснее. Одной из своих задач он как раз и ставит разрушение привычных стереотипов вокруг балалайки.
- На мою игру с интересом реагируют как в России, так и за границей, - поделился Алексей. - Особенно американцы заводятся, «встают на уши». Наверное, им нравится еще и то, что балалайка в моем исполнении отходит от лубочности, декоративности, навязанной ей во времена советской власти. А еще, видимо, в звучании балалайки есть то, что называют «загадочной русской душой», первобытной. В ней проявляется характер русских людей - комплекс неполноценности, привычка ругать себя. Надо мной ведь все детство смеялись - а, балалаечник! Все-то вокруг играли на гитарах.
Подальше от шоу-бизнеса
Сам музыкант, впрочем, своего инструмента нисколько не стесняется. Напротив, ему импонирует, что в балалайке есть нечто скоморошье, клоунское - Иван-царевич и Иван-дурак в одном лице. Но при использовании элементов шоу в своем выступлении Архиповский предпочитает держаться подальше от шоу-бизнеса.
- Я очень неохотно на это иду, только ради продвижения самого инструмента. Поэтому и участие в открытии «Евровидения» перетерпел - хотелось, чтобы люди увидели балалайку.
Как добавил музыкант, выступает он преимущественно соло, изредка играя с очень немногими джазовыми и этническими исполнителями - саксофонистом Владимиром Чекасиным, Сергеем Старостиным. Но преимущество - за продвижением самой балалайки: хочется довести звучание одного инструмента до оркестрового.
Не во вред аутентичности
Одной из самых сильных сторон «Саянского кольца» по-прежнему остаются мастер-классы. У публики есть возможность поучиться этническим танцам, ознакомиться с искусством изготовления аутентичных инструментов и игре на них, узнать для себя что-то интересное из истории фольклора. Ансамбль «Плетень» историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» представил в этом году песни, собранные в фольклорных экспедициях по югу Красноярского края.
Музейный ансамбль хорошо знают на «Саянском кольце» - как принимающая сторона «Плетень» неизменно выступает на открытии фестиваля. Коллектив появился в 1991 году. И тогда же музейщики отправились в фольклорную экспедицию по югу края. На мастер-классе они исполнили несколько песен, собранных в ту поездку и специально аранжированных для ансамбля.
- В чем была проблема? - говорит участница «Плетня», заведующая отделом развития музея Наталья Сухова. - Как правило, мы слышали одноголосые или двухголосые напевы. А нужно было сделать полноценные концертные номера, многоголосье.
С аранжировками в «Плетне» экспериментирует его руководитель Виктор Сухов. И, судя по тем песням, что прозвучали на «Саянском кольце», весьма удачно, не во вред аутентичности первоисточника. Свое выступление на мастер-классе коллектив начал с популярной сибирской плясовой «Пошли девки на работу», записанной в селе Еджа. В этой задорной песенке рассказывается, как после трудового дня пошли девки искупаться, побросали на берегу свои рубашки. Но тут «вдруг подкрался вор Игнашка, украл девичьи рубашки». Одна оказалась «не спесива, за Игнашкой припустила» с просьбой вернуть похищенное. Что было дальше в этой пикантной истории, остается только догадываться...
Есть в репертуаре «Плетня» и свадебные песни, и семейно-бытовые, и даже приближенные к городскому романсу. Что было представлено и на мастер-классе. Думается, многие зрители после такого знакомства открыли для себя подлинную красоту и многообразие русской песни. И что очень важно - в ее нелубочной первозданности.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»