Продажи «энергетиков» стабильно растут. Как и желание запретить напитки
Рынок энергетических напитков достаточно молод, чтобы говорить о большом его развитии. Однако данные маркетологов неумолимы — он стремится к расширению. На данный момент потребление «энергетиков» на душу населения в России гораздо меньше, чем в Европе: примерно 1 литр в год против 5-7. Красноярск по этому показателю — исключение и с каждым годом все активнее стремится к европейским объемам. Причина — местные производители. Впрочем, местные депутаты не прочь ограничить продажу «энергетиков», и что тогда будет с рынком напитков, неизвестно.
Энергетические напитки появились благодаря Азии. В начале 80-х годов в Гонконге первый такой напиток был придуман, изготовлен и, разумеется, выпит. В 1984 году аналогичный товар стали выпускать в Австрии. «Рабочие» ингредиенты таких напитков — кофеин и экстракты тропических фруктов, они и придают энергетические свойства.
Аналитики рынка отмечают, что сейчас «энергетики» переживают в России второе рождение. Появившись в середине 90-х, они только начали завоевывать покупателя, и случился кризис 1998 года. В начале 2000-х производители попробовали зайти на рынок снова. На этот раз относительно удачно. По оценке аналитической компании «Бизнес Аналитика», в 2009 году рынок энергетических напитков довольно сильно пострадал из-за кризиса, потеряв в объеме 22 %. К слову, объем рынка в прошлом году составил 7,1 млн дал. Однако эксперты ожидают, что уже в 2010 году падение прекратится, а с 2011 года прогнозируется рост.
По данным все той же «Бизнес Аналитики», спрос на «энергетики» в Москве и Санкт-Петербурге в первом квартале этого года таков: Adrenaline Rush — 38 %, Red Bull — 31 %, Burn — 15 %, остальные продукты — 16 %. Эти цифры можно считать и средними по стране.
Местечковая энергия
По словам руководителя отдела категорийных менеджеров сети супермаркетов «Командор» Петра Киреева, сейчас на красноярском рынке 5 основных игроков — производителей энергетических напитков. Компания Red Bull представляет на рынке напитки Red Bull и Bullit; Coca-Cola — Burn; компания «Пепсико» — Adrenaline Rush и Drive Me; «Балтика» выпускает Flash up.
— Кроме того, компания «ПКП Комплекс» выпускает «энергетик» под нашей собственной торговой маркой, — говорит Киреев. Аналог Flash up — напиток Torch — Киреев не отметил, поскольку зайти в сеть производителям дубликата продукта «Балтики» не удалось.
— У нас такого продукта нет, — рассказывает представитель «Командора». — Зато у нас есть свой «энергетик», который делают нам под заказ. Пока его доля невелика, она составляет примерно 10-15 % от всех продаж энергетических напитков. Однако доля стабильно растет. При этом на продажах Flash up наличие нашего продукта особо не сказалось.
Что касается продаж «энергетиков», то данные «Командора» могут служить средней температурой по больнице. Общий объем продаж представитель компании не раскрыл. По брендам же ситуация следующая: лидер продаж — напиток Flash up с долей примерно в 40%. Далее плюс-минус в равных объемах (10-15 %)идут три западных производителя — Red Bull, Coca-Cola, «Пепсико», а также собственная торговая марка сети.
Абсолютное лидерство продукта компании «Балтика» вполне логично. Во-первых, это привычный местный продукт, которые появился на рынке задолго до экспансии западных производителей. Кроме того, большое значение играет цена. Если западные продукты находятся в нише от 50 рублей и выше за банку 0,25 литра, то российские, в том числе и Flash up, — в нише до 30 рублей за 0,5 литра.
Выход в «люди»
В июне этого года стало известно, что компания «Балтика» собирается начать продажи «энергетика» Flash up по всей стране. Об этом написала РБК daily. По данным газеты, уже в июле компания должна была вывести «на федеральный уровень свой бренд Flash up, представленный пока лишь в Красноярске». Задуматься о федеральной дистрибуции этого напитка, выпускаемого в Красноярске с 1999 года, компанию заставили впечатляющие показатели на местном рынке, рассказал РБК daily директор по корпоративным связям и информации «Балтики» Алексей Кедрин. По данным исследовательской компании Nielsen, в марте 2010 года доля «энергетика» Flash up в сегменте энергетических безалкогольных напитков в Красноярске составила 78,9 %. Достаточно нескромные данные, если учитывать цифры, озвученные «Командором».
Преимуществом напитка Flash up в «Балтике» считают его ценовую доступность для массового потребителя, притом что по ингредиентам и вкусу напиток не сильно отличается от лидеров федерального рынка. Как пишет РБК daily, в компании на момент июня этого года еще не были готовы назвать рекомендованную розничную цену для всей России, но отметили, что в любом случае она будет вдвое ниже, чем у аналогов. Представленный в магазине «Балтики» на петербургском заводе компании «энергетик» Flash up стоит 20,2 руб. Разумеется, эта цена является заводской, без наценки дистрибьюторов и ритейла, но и по ней можно составить представление о стоимости продукта после вывода на рынок.
— Мы считаем, что наша ценовая политика может стать новым рыночным трендом, — заявил Алексей Кедрин в июне. Как и обещали в компании, продажи Flash up на всей территории РФ начались в июле 2010 года. Помимо завода «Балтика-Пикра» Flash up производится на заводе «Балтика-Тула». «Балтика-Тула» обеспечивает продуктом европейскую часть, включая Урал. «Балтика-Пикра» ориентирована на Сибирь и Дальний Восток. Как рассказал «ВК» Кедрин, пока даже промежуточные цифры по продажам назвать нельзя.
— Итоги третьего квартала пока не подведены, раскрытие этих данных запланировано на ноябрь, — заявил директор по корпоративным связям и информации компании «Балтика». В конце второго квартала итоги по Flash up подводить было еще рано, так как его продажи по всей стране начались только в июле.
Клубный формат
Не секрет, что в последнее время энергетические напитки стали популярны в ночных клубах. Причем чаще их употребляют в коктейлях. Любопытно, что некоторые красноярские клубные деятели о продажах и популярности «энергетиков» в клубах говорить отказались, ссылаясь на то, что в последнее время много разговоров ведется об ограничении продаж безалкогольных энергетических напитков. И пока правила окончательно не определены, говорить не будут.
А разговоры об ограничении действительно идут. Причем об ограничении на местном региональном уровне. Несколько дней назад в Красноярске прошел круглый стол, на котором обсуждался проект краевого закона как раз об ограничении продажи энергетических напитков. Естественно, большинство участников напирали на то, что составляющие «энергетиков», особенно смешанных с алкогольными напитками, крайне опасны для организма.
Краевые депутаты предлагают ограничить продажу и употребление энергетических напитков в организациях общественного питания, в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Кроме того, законопроект предусматривает запрет на продажу в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи. Главным идеологом в борьбе с энергетиками выступает депутат Владислав Зырянов, который считает, что с принятием закона за его неисполнение нужно будет жестко штрафовать.
— За употребление энергетических напитков в неустановленных местах штраф до 1 тысячи рублей, для торговых организаций, нарушающих положение закона, — до 1 миллиона рублей, — рассказал он в ходе заседания круглого стола. Как признался Зырянов, первыми тревогу забили родители, которые обеспокоены здоровьем своих детей, потребляющих эти «энергетики» в увеселительных учреждениях. И именно поэтому он выступил с такой инициативой.
Креативный директор клуба «Три дня дождя» Дмитрий Швец в отличие от коллег по ночному бизнесу говорить не отказался. Что касается рынка «энергетиков», в том числе их продаж в клубах, Швец на первое место стопроцентно ставит Red Bull.
— Это мое субъективное мнение, конечно. Red Bull и по вложениям в рекламу, и по подаче, и по качеству, и по брендированию в клубах для меня на первом месте. Что касается запретов того или иного, то для меня они означают одно — кто-то хочет поднять стоимость товара или услуги. Депутаты объясняют, что «энергетики» наносят вред здоровью. Хорошо. А употребление алкоголя не наносит вред здоровью? А чрезмерное занятие спортом? А атмосфера в Красноярске и выбросы алюминиевого завода не наносят вред здоровью?
По словам Швеца, запрет имеет смысл, если тот, кто запрещает, предлагает альтернативу. Пока же альтернативы «энергетикам» нет. И не будет, добавляет Швец.
«Вечерний Красноярск» № 39 (280)