Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Культурные парадоксы

Культурные парадоксы

12.01.2011
2

Подведем культурные итоги завершившегося года. Каким был 2010 год для культуры Красноярского края?

Финансы года

В целом положение дел вполне оптимистичное. В 2010 году бюджет отрасли составил почти 3,5 млрд рублей. В наступившем 2011-ом он уменьшился на миллиард. Но это как раз те деньги, которые в прошедшем году ушли на завершение реконструкции краевой филармонии. Тем не менее, с учетом того, что в эту цифру входят все культурные расходы, включая траты на здания-памятники, сумма наверняка будет корректироваться в течение года еще не раз.

Тем более что с окончанием реконструкции одного крупного культурного объекта на очереди множество других. И очевидно, что первый в этом списке — Красноярский театр им. Пушкина. Единственный драматический театр из крупного города в Сибири, в котором до сих пор не произвели капитальную реконструкцию. В краевом министерстве культуры это объясняют не только отсутствием финансов, но и производственными проблемами — мол, где театру показывать спектакли, сначала нужно подготовить для него какую-то специальную площадку. Но чем дальше оттягивается решение вопроса, тем сильнее он усугубляется. Очень хочется надеяться, что ремонт в краевой драме начнется еще до того, как на голову публике начнут сыпаться кирпичи. Во всяком случае, сильные дожди крыша театра уже не выдерживает...

Кадровое назначение года

Ирина Прокопенко возглавила Красноярскую краевую филармонию. Хозяйство бывшему исполнительному директору Фонда Михаила Прохорова досталось проблемное — множество разных коллективов, некоторые из них к филармонии вообще не имеют никакого отношения. Новый директор взяла тайм-аут и пообещала обойтись без радикальных решений. Пока. А подвижки к лучшему уже налицо — в частности, достойно прошло празднование 50-летия Ансамбля танца Сибири, а академическая музыкальная палитра в филармонии давно не была столь роскошной, как минувшей осенью.

К сожалению, эти события омрачила трагедия — в октябре скоропостижно скончался художественный руководитель Красноярского филармонического русского оркестра Анатолий Бардин, один из лучших дирижеров России в этом жанре... Временно коллектив возглавил его ученик Валерий Шелепов, но вопрос художественного руководства оркестром остается открытым.

Как открытым он остается и в некоторых других творческих коллективах. Новый художественный руководитель Красноярского музыкального театра Вячеслав Цюпа первую половину творческого сезона больше времени уделял собственным проектам, нежели театру. Владимир Гусаров приступит к руководству краевым театром кукол только в январе, а тем временем в нем процветает актерская режиссура. И справится ли он с анархическими настроениями труппы (а когда-то Гусаров уже возглавлял этот театр) — большой вопрос. Но самая парадоксальная ситуация сложилась в Красноярском ТЮЗе: его художественный руководитель Андрей Няньчук, чью должность сократили за отсутствием других возможностей легитимно с ним расстаться, уже больше месяца пребывает на больничном. И явно не торопится с него выходить.

Фестиваль года

По размаху и финансовым затратам на звание самого статусного культурного события года претендует форум «Балет XXI век», посвященный 100-летию Галины Улановой. Красноярск неделю жил балетом — в рамках форума прошел Всероссийский конкурс молодых артистов балета и хореографов, сразу три премьеры, лишь одна из которых, «Красный мак», оказалась неудачной. Пожалуй, столь же значительными фестивалями можно назвать еще два больших проекта Фонда Прохорова — Красноярскую ярмарку книжной культуры и театральные «Норильские сезоны». Но очень хочется надеяться, что и местные властные и финансовые структуры, наконец, инициируют в крае большой фестиваль искусств.

Пока что из местных творческих инициатив самой состоятельной оказалась одна — фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» (ДНК), который прошел в этом году в театре им. Пушкина уже в третий раз. Но, опять же, проект поддержан деньгами Фонда Прохорова, на следующий год сумма вливаний в ДНК увеличена до 5 млн рублей. А местные власти явно не придают значения этому явлению, обращенному к будущему театра. Во всяком случае, ни на одном из трех фестивалей никто из высоких краевых чиновников не появился ни разу.

Поездки года

По итогам прошедшего года сразу три театра края получили приглашение на национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Правда, их работы будут представлены в Москве в рамках внеконкурсной программы «Маски». Но успех театров это не умаляет, особенно если учесть, что два из них — Канский драмтеатр и Красноярский ТЮЗ — ни о каких фестивальных поездках, тем более на «Золотую маску», до последнего времени не могли и мечтать. А театр им. Пушкина повезет на фестиваль продукцию ДНК — сразу две небольших постановки по современным пьесам «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова и «Класс Бенто Бойчева» М. Курочкина. На ДНК обе пьесы были представлены в формате читок, и это первый случай в истории «Маски», когда на нее приглашают такие постановки. Что, опять же, говорит о значимости этого краевого фестиваля в глазах ведущих театральных экспертов страны.

Три упомянутых театра в прошедшем году успешно показались и на других всероссийских фестивалях. ТЮЗ и краевая драма, а также Норильский драмтеатр стали лауреатами фестиваля «Ново-Сибирский транзит», а Канский драмтеатр — Фестиваля театров малых городов России в Лысьве.

Тенденции года

Самая очевидная, на мой взгляд, — многолетнее стирание в обществе четких критериев по отношению к искусству. Тенденция, которая в 2010 году проявилась в крае как-то особенно отчетливо. Трудно найти объяснение тому, что из краевого бюджета финансируется балетный форум и одновременно выделяются значительные деньги на поп-шоу вроде «Голубой камеи» в музыкальном театре. Непонятно, как на средства краевого социально-творческого заказа в ТЮЗе выпускается коммерческий спектакль «Тетка Чарлея» с приглашением дорогостоящего столичного режиссера. Хотя эта форма финансирования, вроде бы, призвана поддерживать выпуск спектаклей по классике и постановки для детей...

Объяснение этому, казалось бы, на поверхности — учреждения культуры вынуждены зарабатывать, а высокое искусство якобы интересует лишь узкий круг зрителей. И, видимо, власти разделяют такие настроения, если дают деньги на коммерческий ширпотреб. Но не загнали ли мы сами себя за последние годы в тупик такими рассуждениями? В откровенной погоне за кассой (когда она в ущерб художественной ценности) есть обратная сторона: образованный зритель, пару-тройку раз попавший на какую-нибудь сомнительную поделку, надолго забывает дорогу в театр. И вернуть его туда потом будет непросто.

Как нелегко восстанавливать и другие культурные традиции, подтвердившие свою состоятельность годами, но изрядно подорванные небрежным отношением со стороны государства. Не секрет, что музыкальное образование в России в последние годы переживает серьезный кризис, учиться музыке идет все меньше детей. И вроде бы наши власти осознают эту проблему. Но, похоже, больше на словах. А на практике для музыкально одаренных детей Красноярска другого здания, как отдаленная школа в Покровке, не нашлось. И вроде бы, плюс налицо — у музыкального лицея, наконец-то, появилось свое здание (прежде дети занимались в гимназии № 12). Но то, что это здание нашлось только в Покровке, в месте, куда даже автобусы не доходят, характеризует отношение властей к юным талантам как нельзя более исчерпывающе. Что ж, остается, видимо, поблагодарить, что хоть не сослали куда-нибудь в Черемушки...

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать