Второе заседание десятой сессии

9 октября в Красноярске прошло второе заседание десятой сессии Законодательного Собрания Красноярского края. В его повестке было более 30 вопросов, главные из которых — внесение изменений в закон о краевом бюджете на текущий год и плановый период, доклад об экологической ситуации в Красноярском крае. Спикер парламента Алексей Додатко рассказал, что следующее заседание назначено на 20 ноября. На нем будет рассматриваться проект закона о краевом бюджете на 2026 год и плановый период в первом чтении. На сессии 4 декабря его должны принять в окончательном, втором чтении.
Алексей Додатко поприветствовал участников и ветеранов специальной военной операции, которые приступили к обучению и подготовке по кадровой программе «Сибирский характер». Для всех участников определены наставники из представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, в числе которых и депутаты краевого парламента. Также Алексей Додатко пригласил коллег принять участие в выездной донорской акции Красноярского краевого центра крови № 1, которая будет проводиться в Законодательном Собрании 14 октября.

После одобрения кадровых вопросов, депутаты в первом чтении приняли поправки в краевой закон «О защите прав ребенка». Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение прокуратурой Красноярского края. Документ направлен на защиту прав детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
В ситуациях, когда ребенок остался без родительского попечения, в том числе, когда родители уклоняются от воспитания, возможна форма временного устройства — предварительная опека (попечительство). Однако сегодня возможности ее единого применения в случаях, когда это необходимо сделать немедленно, нет. Сложности возникают в ситуациях, когда статус ребенка еще не определен. На практике получается так, что дети находятся в госучреждениях до возвращения в кровную семью или до принятия судом решения о лишении родительских прав.
У органов опеки нет возможности сразу передать ребенка бабушкам, дедушкам и другим кровным родственникам на время работы с родителями или до принятия судом решения о статусе ребенка. На территории Красноярского края принимаются все меры, чтобы дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могли оставаться с родными людьми.
Так, предлагается ввести в краевое законодательство новое понятие «родственная семья». Это форма устройства подразумевает временную передачу ребенка родственникам на основании распорядительного акта органа опеки и попечительства. Далее принимается решение о возвращении ребенка в кровную семью, либо, при невозможности ее сохранения, подборе замещающей семьи на постоянной основе.

Представленный законопроект предлагает обозначить дополнительную категорию детей: «признанные нуждающимися в государственной поддержке». Это дети, которые имеют обоих или единственного кровного родителя, но оказались в трудной жизненной ситуации. По актам полиции они помещены в госучреждения. Предложено временно передавать таких детей родственникам, предусматривая для семьи государственное обеспечение. Речь идет о ежемесячной выплате денежных средств на содержание детей, аналогичная выплатам опекунам и приемным родителям.
Депутаты Елена Пензина и Андрей Игнатенко уточнили, как будут планироваться расходы на эти цели. Предполагается, что каждый месяц в родственные семьи будут передавать в среднем 28 детей сроком на 3 месяца. В этот период родственникам ребенка будет оказана государственная поддержка. Всего для реализации проекта закона дополнительная потребность в средствах краевого бюджета на 2025 год составляет 22,8 млн рублей. Председатель комитета по образованию и культуре Вера Оськина пояснила, что все замечания будут устранены ко второму чтению. Если поправки в закон будут приняты, край сможет представить новый положительный опыт решения проблемы другим регионам.
Затем парламент перешел к обсуждению корректировки бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. По итогам корректировки доходы краевого бюджета в 2025 году составят 452,1 млрд рублей, расходы — 502,9 млрд рублей. Дефицит бюджета снижен почти на 34 млрд рублей и составит 50,8 млрд рублей. По словам вице-премьера — министра финансов Владимира Бахаря, осенняя корректировка бюджета основана на анализе его исполнения за девять месяцев.
При корректировке было уделено внимание поддержке населения, развитию социальной сферы, отдельных отраслей экономики и муниципальных образований. При подготовке изменений были учтены предложения жителей региона, депутатов Законодательного Собрания, поручения губернатора края и рекомендации прокуратуры. Также уточнены параметры финансирования в рамках «инфраструктурного меню» и новых механизмов, введённых по поручению президента РФ, — в частности, списания двух третей долговой нагрузки по казначейским инфраструктурным кредитам.

Что касается доходов, то, несмотря на некоторое недостижение прогнозных показателей по цене на нефть и курсу рубля, рост поступлений обеспечен за счёт высоких цен на золото и другие цветные металлы. Только по налогу на добычу полезных ископаемых дополнительно поступит более 7 млрд рублей. Ещё свыше 3 млрд рублей — за счёт размещения средств на депозитах при высокой ключевой ставке. В совокупности налоговые и неналоговые доходы вырастут на 12,8 млрд рублей, а общие доходы бюджета — на 17,8 млрд рублей.
«Осенняя корректировка — это возможность привести бюджет в соответствие с исполнением за девять месяцев. Бюджет исполняется бездефицитно. Растут доходы; такие ключевые источники, как налог на прибыль, НДФЛ, не падают, остаются на таком же уровне. Что касается расходов, в России достаточно серьезны инфляционные процессы, и практически все расходы этой осенней корректировки — это приведение в соответствие из-за роста цен в течение года. Это касается всех отраслей экономики, социальных отраслей. Дороги, энергетика — везде плюс. Красноярский край может себе позволить привести в соответствие расходы таким образом, чтобы все, что задумали, воплотить. Отдельно выделю, что мы докапитализируем резервный фонд правительства, это средства, которые идут на наши национальные приоритеты. 17 миллиардов рублей Красноярский край получил доходов от депозитов. Это прямое последствие финансовой экономической политики прошлых лет, когда мы накапливали резервы. Многие это решение критиковали, предлагали тратить эти средства. Теперь наступило время, когда мы получаем плюс, который полностью перекрывает, например, рост цен в здравоохранении, в лекарственном обеспечении. Это свидетельство, что выбранная экономическая, финансовая политика себя оправдала», — прокомментировал председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев.

В первом чтении депутаты поддержали законопроект о создании Государственного юридического бюро. Оно позволит усилить систему бесплатной юридической помощи, которая сегодня в регионе почти полностью зависит от адвокатов: из 742 адвокатов лишь около 30 ежегодно оказывают помощь (в 2024 году — 1668 случаев).
Минюст России отмечает высокую эффективность «смешанной модели», в рамках которой работают и бюро, и адвокаты. Такая система уже действует в 59 субъектах. Законопроект предлагает включить краевое юридическое бюро в число участников государственной системы оказания помощи, сохранив при этом роль адвокатов. Планируется дополнить Закон края статьей, регулирующей цели, порядок создания и взаимодействия бюро с другими участниками системы. Финансирование, правовое просвещение и сотрудничество с негосударственными структурами будут соответствовать федеральному закону. Конкретный порядок оказания помощи бюро будет установлен постановлением правительства края. Это позволит повысить доступность квалифицированной юридической поддержки для жителей, особенно в отдалённых территориях.

Затем на трибуну парламента вышел министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин. Он представил депутатам ежегодный отчет ооб экологической ситуации в крае.
Он рассказал о том, какая работа ведется по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обращении с ТКО, рассказал о состоянии водных объектов, сохранении лесов, биологических ресурсов и недр, а также обращении с отходами в Арктике.
По окончании доклада депутаты задали министру свои вопросы. Самой наболевшей стала тема обращения с отходами. Депутатов Артура Аветисяна и Юрия Адаменко волновал вопрос: хватит ли мощностей действующего сейчас в Канске полигона до начала работы нового экотехнопарка, а также ситуация с заходом на этот рынок нового регионального оператора. По словам министра, фактических мощностей старого полигона хватит до 2028 года, а осенью этого года будет заключено соглашение с новым оператором, который займется вывозом отходов в Канске.
На вопрос Веры Оськиной о проблемах с мусором, министр рассказал, что пока отходы вывозят на полигон в Ачинске, а также принимают в Ужуре и Балахте, а в Шарыпово предусматривается перегрузочная станция. По теме ТКО на севере края высказались вице-спикер Дмитрий Свиридов, депутаты Юрий Захаринский, Валерий Вэнго. По мнению последнего, нужно как можно скорее начать внедрение концепции обращения с отходами на Севере. Здесь вокруг северных поселений стали возникать новые свалки. Депутат попросил ведомство наладить взаимодействие между регоператором и управляющей компанией в Дудинке.
Также по теме высказались Павел Семизоров, Ирина Иванова, Владимир Чернышенко. Были подняты вопросы рекультивации действующих в крае полигонов и создания Красноярского экотехнопарка.

Денис Терехов и Егор Васильев вернули обсуждение к вопросу чистого воздуха. По мнению первого, в Норильске реализация проекта идет гораздо эффективнее, чем в Красноярске. Егор Васильев отметил ряд противоречий в статистике, представленной министром по ситуации с выбросами в краевой столице. Также он отметил, что из доклада не видна общая картина: каковы цели и показатели по национальному проекту «Экологическое благополучие», достигает ли их край, насколько эффективны меры, которые сейчас предпринимаются. Также по теме биоресурсов высказался Александр Ратахин. По его мнению, необходимы дополнительные меры, регулирующие численность в крае бакланов и медведей.
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов отметил: «В докладе не доставало информации о том, каков вклад в экологию транспортной отрасли, что происходит с очистными сооружениями. По вопросам коллег-депутатов в этом зале, чью тревогу я разделяю, отчетливо видно, что ситуация с отходами далеко не радужная. Очень сложная ситуация по Ачинску, где полигон принадлежит государственному краевому предприятию. Есть вопросы к качеству управления краевыми полигонами». Он отметил, что тема обращения с ТКО будет отдельно рассмотрена на комитете в конце октября. По итогам заслушивания доклада Законодательным Собранием будет подготовлено новое постановление с предложениями правительству. Его планируют принять в ноябре.

















