В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет
Разочарованные и недоумевающие зрители покидали зал… А мне отчего-то вспомнилось давнее интервью Михаила Казакова, в котором замечательный актёр и режиссёр рассказал среди прочего историю о том, как его сын Миша-младший пытался убедить родителя, что Керри – актёр лучший, чем Де Ниро, впрочем, вполне безуспешно. Керри и раньше давал поводы предполагать, что он не только «мистер резиновое лицо», но и не лишен таланта, ведь были уже и «Шоу Трумэна» и «Человек с Луны». В «Вечном сиянии страсти» появляется такой Джим Керри, какого раньше мы никогда не видели, а многие даже и не предполагали возможным увидеть.
Именно отсюда и недоумение множества зрителей, пришедших посмотреть очередную не слишком умную комедию с участием неугомонного «резинового» клоуна, а вместо этого получивших интеллектуальное кино, в котором Кэрри всё больше молчит и совсем не радует своих поклонников традиционными дурацкими рожами. Но удивляет не один только Керри – Кейт Уинслет оказывается способна не только разыгрывать «титанические» страдания, но и удивительно искренне рассказывать простую историю любви.
А история, предлагаемая на суд зрителя, действительно очень проста: Джоэл (Керри) и Клементина (Уинслет) любят друг друга, но их отношения небезупречны, и после очередной ссоры Клементина решает обратиться к услугам доктора, избавляющего своих клиентов от всех воспоминаний, связанных с неудачными, по их мнению, отношениями. Для Джоэла такое решение любимой оказывается крайне неприятным сюрпризом, и он решает последовать её примеру, но очиститься от любви оказывается не так-то просто – чувства вступают в борьбу с технологиями, и результат схватки совершенно непредсказуем.
Эту удивительную историю придумал Чарли Кауфман, на счету которого «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Известный как крупнейший специалист по человеческому рассудку среди американских кинематографистов Кауфман – большой интеллектуал и ещё больший провокатор, своими историями он открывает дверку в мозг человека, и неожиданные открытия случаются на каждом шагу путешествия, начинающегося за этой дверью. На этот раз Кауфман, пытаясь препарировать разум своих героев, сделал удивительное открытие. Возможно, ни он, ни Мишель Гондри не ожидали этого, но им, а вслед за этим и их зрителям открылась «анатомия любви». Совершенно невероятным образом обыкновенная мелодрама на наших глазах превращается в удивительное откровение, и чувства, переживаемые героями на экране, заполняют зал, просачиваются в сознание зрителей.
Рассказывать об этом фильме чрезвычайно сложно, ещё сложнее делать это хоть сколько-нибудь связно. Всё дело в том, что такое кино воспринимается на уровне чувств, и хочется поделиться своими связанными с ним переживаниям, но эмоции захлестывают, и разум не желает оставаться чистым. Есть такие фильмы (такая музыка, книги и даже люди), которые воздействуют прямо на нервные окончания, их очарование проникает в человека, минуя разум, и избавиться от порожденного этим явлением наваждения оказывается очень непросто. «Вечное сияние страсти» как раз из числа таких фильмов, поэтому о нём бессмысленно рассказывать – его надо смотреть, смотреть ещё и ещё, наслаждаясь каждым движением, каждым сказанным словом.
Удивительно, как замысел сценариста и режиссёра воплотился на экране через поразительную актерскую игру. Не только Керри и Уинслет, но и миленькой Кирстен Данст, и Элайджи Вуда, который получил блестящую возможность выйти из своего хоббитства, и опытнейшего Тома Уилкинсона. Благодаря искренности актёров и точным режиссёрским решениям, априори бесплотные чувства становятся видны и понятны всем и каждому.
Только в этом году мне довелось посмотреть в кинотеатрах более сорока новых фильмов (по большей части американских и весьма посредственных), и казалось, что ни одна картина уже не сможет поразить, как когда-то «Полет над гнездом кукушки», «Человек дождя» или «Иствикские ведьмы». Но оказалось, дело вовсе не в моей неспособности принимать кинопереживания близко к сердцу, возникшей от переизбытка кино в жизни, а в отсутствии лент, способных достучаться до сердца или, как в случае с «Вечным сиянием страсти», мгновенно проникнуть в него с тем, чтобы остаться там, если не навсегда, то очень надолго.
Александр Спасов