Nancy Sinatra
«Nancy Sinatra»
2004, Sanctuary Records
Последние несколько лет были весьма благодатными для альбомов-возвращений певиц, звездивших в далекие 60-е и 70-е. Альбомы эти, как правило, записывались при активной помощи более юных и актуальных ныне артистов, как нельзя более кстати оказавшихся давними поклонниками талантов великих дам. Так, в 2002 году вышел альбом Марианны Фэйтфул “Kissin’ Time”, записанный с участием Бека, Билли Коргана, Джарвиса Кокера и прочих, а в прошлом году в продаже появился альбом дуэтов Джейн Биркин и пластинка кантри-легенды Лоретты Линн, спродюсированная для нее Джеком Уайтом из The White Stripes. Дочка великого Фрэнка Синатры Нэнси решила пойти тем же путем, что и Марианна Фэйтфул – все песни этого альбома были написаны для нее поклонниками из числа современных музыкантов. Погони за актуальностью здесь, однако, не наблюдается – большая часть имен, занятых в проекте, известна скорее любителям и ценителям альтернативного рока, нежели массовому слушателю. Практически никто из них не стремится тянуть одеяло на себя – Нэнси Синатра и ее голос всегда остаются в центре внимания. Только Джон Спенсер из The Blues Explosion вклинивается в жаркую “Ain’t No Easy Way”, чтобы спеть с Нэнси дуэтом, да Терстон Мур из Sonic Youth бесстыдно превращает собственную “Momma’s Boy” в облегченную версию Sonic Youth с атонально жужжащими гитарами. Поклонники SY останутся от песни в восторге, а остальные слушатели, скорее всего, будут ее пропускать. Джоуи Бёрнс из Calexico делает для Нэнси таинственное и печальное кантри “Burnin’ Down The Spark”, а две песни пера Джарвиса Кокера, “Don’t Let Him Waste Your Time” и “Baby’s Coming Back To Me” хороши настолько, что могли бы сойти за классические композиции Нэнси из 60-х. Отдельное спасибо хочется сказать Боно и Эджу из U2, написавшим полуночную балладу “Two Shots Of Happy, One Shot Of Sad”, в которой Нэнси едва ли не впервые в жизни начинает звучать, как истинная дочь своего отца. Стараниями всех приглашенных музыкантов у Нэнси Синатры получился роскошный альбом ностальгической поп-музыки.
The Killers
«Hot Stuff»
2004, The Island Def Jam Group
Сейчас уже вряд ли получится точно установить причины, по которым целые толпы молодых рок-групп начала 2000-х решили избрать своим главным фетишем музыку 80-х. Почти все новые рок-герои последних лет – The Strokes и The Hives, Interpol и Hot Hot Heat, The Libertines и Franz Ferdinand играются с гибридом зажигательного пост-панка и пульсирующего нью-вэйва, в вольных авторских пропорциях. Квартет The Killers, что родом из Лас-Вегаса, тоже отчаянно просится в этот ряд; однако на прямой вопрос, за какие такие заслуги их стоило бы туда пустить, ребята вдруг тушуются и отвечают невнятно. Да, их саунд построен по всем правилам: взять немного New Order и немного The Cure, добавить щепотку U2 и побольше The Smiths, капнуть чуток Duran Duran, а потом засунуть все это в миксер, нажать на кнопку – и, вуаля, дело сделано! Вот только соединить этот сочный нахрапистый звук с достойными его песнями The Killers удается не всегда. Когда это получается, то искры летят во все стороны – “Mr. Brightside” мчится на всех парах по широченному шоссе прямиком в закат, а неожиданный переход басовой партии в натуральное диско в припеве “Somebody Told Me” превращает песню в законченный хит. С другой стороны, прекрасная “All These Things That I’ve Done” на полпути отправляется в тар-тары после того, как в песню за каким-то лешим вступает госпел-хор; “Andy You’re a Star” парадоксальным образом напоминает «Титаник» «Наутилуса Помпилиуса», а “Change Your Mind” и вовсе призывает поиграть в игру «Найди 10 отличий от любой песни группы The Strokes». Так всё и тянется остаток альбома – на каждую отчаянно-прекрасную песню вроде “On Top” найдется своя невнятица типа “Everything Will Be Alright”. Так что с зачислением The Killers в список Очередной Главной Надежды Рок-Музыки пока придётся подождать – несколько действительно отличных композиций на посредственном альбоме не делают музыкантов героями.
Психея
«Психея»
2004, Гранд Рекордс
При прослушивании третьего альбома российского экстремального коллектива «Психея» хочется грозно нахмурить брови и начать перечислять названия различных зарубежных групп, тыкая обвиняющим перстом в треки альбома. Мол, тут вот у нас призрак Slipknot гуляет, тут не обошлось без Glassjaw, тут вокалист завывает с отчетливыми интонациями Чино Морено из Deftones, а тут если текст на английский перевести, то получится одичавший Linkin Park. То есть, у «Психеи» налицо тот же случай, что и у группы The Killers – далеко не всегда их собственного сочинительского таланта хватает на то, чтобы музыка поднялась над уровнем коктейля из повлиявших на них команд и обрела собственное «я». Коктейль этот, правда, получается весьма и весьма забористый – на некоторых треках, таких, как «Поколение Ты», «Убей мента» (в самую середину которой зачем-то засунута песня “Smells Like Teen Spirit”) или «Рефлекс Хичкока», кажется, что музыкантов сейчас порвёт на куски от распирающей их энергии. Играют парни мощно, напористо и зло, разбавляя гитарное звучание электроникой и к месту пристроенными сэмплами; так что жаждущим получить очередную дозу смачного гитарного «мясца» альбом придется очень даже по вкусу.
Крапива
«Океан ночей»
2004, Torza Rec
У группы «Крапива» великолепная вокалистка. Одного только голоса Анны Борецкой почти хватает на то, чтобы бесстрашно вытянуть на себе весь альбом группы, как известного бегемота из болота. Я говорю «почти», потому что вся остальная группа, к сожалению, не особенно стремится ей помогать. По большей части они чувствуют себя вполне комфортно, оставаясь в рамках обширно утоптанной территории между поп-готикой а-ля H.I.M. и помпезным роком в стиле группы «Ария», и не чувствуют необходимости двигаться куда-то еще. Между тем, большая часть представленных на «Океане ночей» песен заслуживает лучшей участи, как это можно понять из тех моментов, когда все совпадает так, как надо, и «Крапива» превращается из расслабленно-ленной местечковой группы в мощного и довольно-таки пугающего зверя. Приправленная восточными мотивами «Глазами ночи» звучала бы просто потрясающе, будь она чуточку помощнее (впрочем, хорошо и так), а в припеве «Похорон» от выкриков Анны «Друзья, приходите на мои похороны» становится без шуток не по себе. Не менее хороша и величественная «Холод», пробуждающая неожиданные воспоминания о Paradise Lost времен “Draconian Times”. Занятно, кстати, что все эти песни сосредоточены вместе, в самой середине альбома. В целом же слушать альбом довольно досадно – хочется, чтобы и сопровождающая голос Анны музыка была достойной. Помещать же его в такой контекст, как здесь – все равно, что купить себе мощнейший «Порш» только для того, чтобы ездить на нем по субботам на дачу по проселочной дороге.
Ирина Белова
«Камерно-инструментальная музыка»
2004
Неожиданное это дело – вместо привычной рок- и поп-музыки писать об инструментальных сочинениях для камерного оркестра. Неуютно слегка – примерно так же, наверное, ощущает футболист, которого выпихнули на поле в самый разгар матча по регби с напутствием, что, мол, разберешься, раз тоже с мячиком по полю гоняешь. Не будем, однако, тушеваться, и постараемся включиться в игру – в конце концов, главное здесь всё же музыка, а не персональные тараканы в головы обозревателя. Итак, перед нами - первый сольный сборник красноярского композитора Ирины Беловой. Открывающие альбом небольшие композиции, торжественная «Енисейская рапсодия» и вальс «Подарок» служат своего рода аперитивом – потому что самое интересное начинается дальше. Там, где тягучая виолончель Дениса Шаповалова в «Зимней фантазии» то стелется поземкой, то вздымается снежным бураном; где рояль Святослава Оводова и саксофон-альт Йоргена Петтерсена то вступают в жаркую дуэль за внимание слушателя, то дружно взмывают ввысь общей темой из «Весенней фантазии». Завершающий пластинку концерт «Шахматы» из восьми частей и вовсе почти что сказочный – таинственный, напряженный и слегка пугающий. Очень, очень хорошая получилась пластинка.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.