Главная
>
Статьи
>
«Турецкий гамбит»

«Турецкий гамбит»

25.02.2005
9
Режиссёр: Джаник Файзиев
В ролях: Красько, Егор Бероев, Гоша Куценко, Владимир Ильин


«Турецкий гамбит»

Романы Акунина столь хороши, что достойное их экранное воплощение рано или поздно должно было случиться, сколь бы сложной задачей это не представлялось стороннему наблюдателю, особенно, если он являет собой образец восторженного читателя. Конечно, «Турецкий гамбит» Файзиева далёк от идеала, да и, учитывая заданный Б. Акуниным высочайший уровень, трудно себе представить, что идеал этот достижим как таковой. Но всё же, фильм действительно хорош – и этого нельзя не признать – хорош на удивление, и сам по себе, и как отменного качества экранизация блестящего романа.

Создатели картины сохранили верность прочерченной в книге сюжетной линии, и перед зрителем предстают все те же (что и в романе) персонажи, участвующие всё в тех же бурных событиях, историческим фоном для которых служит русско-турецкая война 1877–1878 годов. Можно было бы выразить свои восторги автору сценария, сумевшему трансформировать роман в сценарий так, что большинству достоинств первого нашлось место во втором, но в данном случае это может показаться несколько излишним, поскольку сам господин Акунин и работал над сценарием.


«Турецкий гамбит»

Впрочем, не суть важно, для зрителя имеет значение лишь то, что на большом экране перед ним предстанет яркий и остроумный шпионский детектив с крепко сбитым оригинальным сюжетом. Обаятельные герои которого, в промежутках между беспощадной войной и распутыванием хитрых интриг, находят место развлечением и более изящного толка. А главное, фильм – как и положено хорошему детективу – таит в себе массу сюрпризов, некоторые из которых смогут удивить и поклонников приключений Фандорина, убеждённых в том, что кто-кто, а они-то всё знают наперёд.

Да, проницательный титулярный советник Эраст Фандорин будет – иного не следовало и ожидать – «ловить» хитроумного турецкого шпиона Анвара-эфенди, но в том, как будет разыграна эта партия и к какому финалу она придёт, как раз и заключена значительная часть сюрпризов. На протяжении двух часов авторы картины умело поддерживают интригу, подставляя под подозрения то одного персонажа, то другого, а затем виртуозно подводят элегантную игру к неожиданному эндшпилю. Всё это время сюжет развивается динамично, нигде не проседая и не позволяя зрителям отвлекаться.


«Турецкий гамбит»

Унаследованные от романа достоинства сюжета дополняются красотами пейзажей, немногочисленными, но убедительными батальными сценами и прочими радующими глаз прелестями, которыми мы обязаны замечательной работе оператора и специалистов по монтажу и визуальным эффектам. Но – и это не вызывает сомнений – основной секрет притягательности картины в великолепных актёрах, практически каждый исполнитель – это стопроцентное попадание в образ, и даже небольшие роли сыграны точно, ярко, с неподдельной эмоциональностью. Самых бурных восторгов заслуживает Джаник Файзиев, под чьим началом столь блестяще сработал этот уникальный актёрский ансамбль.

Замечательным актёрам удалось легко и талантливо воплотить на экране свойственные романам Акунина стиль и изящество. Певцов, Балуев, Ильин, Куценко, Вержбицкий etc. столь колоритны и вместе с тем органичны, что не поверить им просто невозможно. А то, как невероятно хороша Ольга Красько в роли «незаурядной девицы» и «передовой женщины» Варвары Суворовой, вообще может служить темой для отдельной статьи, она искрится какой-то неимоверной энергией и просто-напросто сияет на фоне этого «клуба интересных мужчин».


«Турецкий гамбит»

Тем прискорбнее присутствие в этом поистине блестящем актёрском обществе Егора Бероева с его дежурной – на все роли – улыбкой и мимикой свежезамороженной рыбы, это, конечно же, досадное недоразумение. Жаль, но очаровательного героя, которому романы обязаны большей частью своего успеха, на экране увидеть нам не суждено, игра Бероева – не более чем жалкие потуги. Авторы фильма, понимая, видимо, весь масштаб возникшей перед ними проблемы, решили не акцентировать – насколько это возможно – зрительского внимания на фигуре Фандорина, несколько отодвинули его на второй план, и спасли тем самым хорошее кино, за что достойны уважения и искренней благодарности.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать