The Mars Volta
«Frances the Mute»
2005, Universal
Если бы можно было заснять процесс взрыва головы чрезвычайно талантливого человека, а потом растянуть воспроизведение этого процесса на семьдесят семь минут, то альбом “Frances the Mute” мог бы, пожалуй, стать самым подходящим саундтреком для того, как во все стороны разлетаются его идеи. С точки зрения The Mars Volta, принципа «меньше – значит, больше» не существует – в каждую композицию своего альбома они стремятся натолкать как можно больше разрозненных музыкальных идей, будто боятся, что не успеют рассказать нам все, что задумали. От того их маниакальная, будто бы вечно спешащая куда-то гремучая смесь из рока, джаза, панка, фанка и еще черт знает чего трещит по всем швам, постоянно меняет направление и каждую секунду своего существования грозит разлететься на тысячи маленьких осколков. The Mars Volta с одинаковой легкостью удается быть совершенно гениальными и одуряющее неровными; часто они делают и то, и другое одновременно. Они пишут роскошную трехминутную рок-балладу “The Window”, украшенную пронзительно-прекрасной трубой – а следующие три минуты сосредоточенно топят ее в облаке эмбиентных эффектов. Огнедышащему фанк-року “L’Via L’Viaquez”, настоянному на сочном басу и сногсшибательных гитарных соло, достается еще круче – за его 12 минут его ТРИЖДЫ превращают в коматозный кубинский джаз, причем в последний раз музыканты застывают в этой ипостаси на целых пять минут, начисто смазывая концовку в остальном шикарной вещи. Остальным вещам везет больше – пустынный эмбиент “Miranda that Ghost Just Isn’t Holy Anymore” дает приют целому оркестру, а в завершающем дело получасовом монстре “Cassandra Gemini” схватка музыкантов с собственными же амбициями достигает и вовсе эпического размаха.
General Patton Vs the X-ecutioners
«General Patton Vs the X-ecutioners»
2005, Ipecac
Здравствуйте-здравствуйте, дорогой товарищ Паттон! Вы, как всегда, вовремя к нашей стандартной уже встрече раз в каждые четыре-пять месяцев – примерно с такой регулярностью в мире появляется очередной проект неутомимого безумного гения Майка Паттона, головы на плечах таких проектов, как Fantomas и Tomahawk. В этот раз великий и ужасный Паттон в компании с виртуозами сумасшедшего ди-джейского скрэтча The X-ecutioners берется покорять мир авангардного хип-хопа. Трепещите, бандерлоги! Несмотря на слабость обеих сторон проекта к оголтелому авангарду, “General Patton Vs the X-ecutioners” неожиданно оказался наиболее доступным и залихватским альбомом Паттона за весьма продолжительное время. Соавторы увлеченно кромсают в ритмичную и забористую окрошку все, что попадает под руку – джаз, индастриал, поп-песни 60-х, военные марши, вокальную акробатику Паттона, сэмплы из фильмов про кунг-фу, мандолины, рояли, хэви-метал, этнические хоры, черта в ступе. Весь альбом похож на один огромный и сочный коллаж, всех составляющих которого и сами авторы уже, скорее всего, не упомнят. В нескольких треках Паттон даже снисходит до того, чтобы попеть самых настоящих, причем чертовски мелодичных песен, таких, как “Get Up, Punk!” или “Fire in the Hole” – этакого популизма за ним не наблюдалось уже лет, наверное, несколько. Совместно с The X-ecutioners Паттон создал альбом, напичканный идеями до предела – однако, в отличие от тех же The Mars Volta, они с легкостью укладывают свои 23 трека в 46 минут. Кратко, смачно и исключительно по делу.
Sally Timms
«In the World of Him»
2005, Touch and Go
Странноватая на вид женщина по имени Салли Тиммс занимается тем, что делает музыку столь же неуловимо странную. Собрав песни, написанные в разное время разными мужчинами, Салли проделывает над ними причудливые эксперименты, от каких, полагаю, сами авторы с трудом бы смогли узнать свои творения. Открывающая альбом “Sentimental Marching Song” звучит, как нечто среднее между трип-хопом и синти-попом, исполненное всем отделом игрушечных музыкальных инструментов; следующая за ней “Corporal Chalkie” превращена в тягучий, резкий блюз с очень грязной гитарой, а в “God’s Eternal Love” Салли и вовсе переходит на нежную колыбельную, поддерживаемую лишь акустической гитарой и таинственными электронными шумами. Голос самой Салли также меняется от песни к песне – в одной вещи она может излучать ледяную сдержанность, а в другой лучиться домашним теплом и сочувствием. Занятно, однако два самых сильных номера, “High Dosage” и “Fools We Are as Men” являются одновременно и самыми традиционными по форме; оба исполнены в стилистике сдержанного и бесконечно печального кантри.
Asian Dub Foundation
«Tank»
2005, EMI
Не обращайте внимания на слово "даб" в названии этих азиатских проповедников-бунтарей – из 11 вещей их свежего альбома с чрезвычайно грациозным названием "Танк" в этом стиле выполнена одна-единственная композиция "Tomorrow Begins Today", да и то словно бы только для отчетности, чтобы название свое хоть как-то оправдать. В остальном же эти пакистанские ребята, проживающие в Англии, распевают свои песни протеста поверх жаркого и неутомимого брэйкбита. Дуэт вокалистов отлично дополняет друг друга – один начитывает страстные хип-хоповые текстовки, как в "Round Up", а протяжный высокий голос второго контрастирует с окружающим суровым драйвом, внося элемент возвышенности, что особенно заметно в "Hope". Парни явно весьма серьезно относятся к проблемам своей исторической родины – в "Oil", к примеру, они живописуют ужасти эксплуатации Востока Западом в поисках нефти, выкрикивая в припеве "Нам нужна ваша нефть!" Что ж, в этом есть смысл – уж коли протестовать против чего-то, то именно так, как это делают Asian Dub Foundation. Страстно, сурово, и с таким напором, что с ног сбивает.
Мельница
«Перевал»
2005, CD Land
Российские музыкальные веб-сайты величают коллектив «Мельница» не иначе, как «культовым». Термин этот мало того, что чрезвычайно затасканный, так своими мрачно-ритуалистическими коннотациями еще и совершенно неподходящий для «Мельницы» – коллектива просто и бесхитростного, честно и старательно исполняющего вполне себе симпатичный фолк-рок. Все непременные атрибуты жанра на месте – звенящие акустические гитары, флейты-скрипочки, сказочно-былинные мотивы в текстах. Думаю, без лент в волосах вокалисток тоже не обошлось. Самым сильным коллективом в данной стилистике «Мельницу» ну никак не назовешь – любой альбом Инны Желанной, особенно если записанный вживую, и камня на камне от этого «Перевала» не оставит. Однако не стоит отказывать «Мельнице» в том, что и они способны на многое – так, в «Вороне» они демонстрируют вполне серьезный, почти что рок-н-ролльный драйв, а в таинственно-сказочной «Прялке» появляются совершенно сногсшибательные протяжные напевы. Неплох также и «Вереск», отдающий ароматом пыльной дороги на закате. В целом – приятный альбом приятной группы.
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.