В ролях: Джейсон Стэтхем, Амбер Валетта, Мэттью Модайн, Алессандро Гассман, Кати Наута
Пятиминутка необузданного воображения – попредставляю немного, что я в данный момент не просто скромный обозреватель со смешной овощной фамилией, а Самый Главный Воротила Всего Кинобизнеса. Я бы сделал вот что – пользуясь своими совершенно неограниченными, как и положено Самому Главному Воротиле, полномочиями, я бы издал специальный такой указ, который отправился бы во все без исключения крупные киностудии мира, а заодно и во все авторитетные (и не очень) киношные журналы. И в указе этом было бы написано следующее: «Отчислить Вина Дизеля на болт с пельменной с должности Новой Надежды Боевиков, с пожизненной каторгой в дурацких семейных комедиях и нестерпимо серьезных независимых фильмах, и назначить на эту должность Джейсона Стэтхема. Проследить за предоставлением мистеру Стэтхему достойного его нового звания материала, способного укрепить это звание в сознании как можно большего количества зрителей. К выполнению приступить немедля».
Стэтхема действительно нужно произвести в Новые Надежды Боевика – такой колоритно-брутальной физиономии мы не видывали уже давненько. Добавьте к этому великолепную физическую форму, пристрастие выполнять самому даже самые сложные трюки и весьма неплохие актерские возможности (в фильмах Гая Риччи, откопавшего Стэтхема на улице, где он приторговывал краденым, Джейсон легко оборачивается неплохим комиком), и станет очевидно – у нас есть отличный кандидат на должность нового Брюса Уиллиса! Осталось только сняться в своем «Крепком орешке», и все будет в ажуре – аудитория явно соскучилась по таким героям. Жаль только, что ни первый, ни второй «Перевозчик» на такие «Крепкие орешки» не тянут. Сильных моментов в них полно, но в аккуратное и красивое целое они все же не складываются. А жаль.
В этом фильме специалист по доставке сложных грузов Фрэнк Мартин (Стэтхем) нашел себе вполне спокойную вроде бы работенку – возит в школу и из школы мальчика Джека, сына высокопоставленного сенатора Биллингса (Модайн). В семье у Джека не все ладно – папа с мамой постоянно скандалят, даже несмотря на то, что не живут вместе больше года. Уставшая от скандалов Одри Биллингс (Амбер Валетта) ищет утешения в объятиях надежного шофера Фрэнка, однако он сохраняет профессиональную стойкость. Поскольку очередной запланированный визит Джека к врачу приходится как раз на его день рождения, Одри просит Фрэнка свозить мальчика к доктору, пока она будет подготавливать празднование для именинника. Решение оказывается судьбоносным – в клинике мальчика пытаются похитить непонятные люди, прикинувшиеся докторами, и только вмешательство Фрэнка срывает их коварные планы. Терпеть провал злодеи, однако, не настроены, и после продолжительной погони им таки удается захватить ребенка. Теперь перед Фрэнком стоит нелегкая задача – ему нужно не только спасти Джека, но и доказать своим работодателям, что он никак не причастен к похищению сам, ибо его прошлое ставит его под подозрение. Более того, злодеям нужны не просто деньги – их настоящей целью является вовсе не мальчик, а его отец, известный своей жесткой политикой по отношению к наркоторговцам.
Сценаристом и продюсером всей этой радости выступил ни кто иной, как Люк Бессон. Впрочем, говоря о Бессоне в контексте «Перевозчика», лучше постараться абстрагироваться от угнетающей мысли о том, что этот человек когда-то снял «Леона» и «Никиту» и сосредоточиться исключительно на его продюсерских работах последнего времени. По ним становится очевидно, что Бессон вот уже несколько лет упорно пытается нащупать ту благословенную гармонию между толково вырисованным идиотизмом сюжета и дух захватывающим действием, которую удается достичь лучшим образчикам жанра «экшен». И если вторую составляющую уравнения он вроде бы уже освоил прекрасно, то с правильным идиотизмом у него по-прежнему проблемы. Это вообще достаточно сложный и тонкий момент – нащупать тонкую грань, где заканчивается намеренная, осознанная и вкусная «клюква» и начинается чистая и развесистая бессмыслица. Бессону опять не удалось – сюжет страдает излишней запутанностью и множеством провалов в логике происходящего. Но самая главная неувязка все же в том, что порой сюжет требует слишком много места для своего развития, тесня с экрана наадреналиненный по самое не могу «экшен», что ведет к непростительным в таком жанре провалам ритма.
С «экшеном» же Бессон, как я и говорил, угадал все верно. Сцены драк поставлены просто безукоризненно – гонконгский маэстро Кори Йен постарался на славу и выписал ряд блестящих схваток, происходящих, как правило, в небольших помещениях. Драка с применением шланга от пожарного гидранта особенно хороша. Есть также ряд эффектных погонь, в котором Фрэнку чертовски помогает его верный «Ауди» – глядя на то, как его автомобиль выходит из самых сложнейших переделок без единой царапинки и даже летает по воздуху (в самом прямом смысле), невольно задумываешься о том, какая доля бюджета фильма была вложена компанией «Ауди». С колоритными злодеями тоже полный порядок – и хотя главным номинально является итальянский мафиози Джанни, смахивающий на еще молодого Жан-Клода Ван Дамма, его тощая помощница Лола, питающая необъяснимую слабость к расстрелу всего живого и шевелящегося из двух «УЗИ» сразу, будучи одетой при этом исключительно в нижнее белье, легко перетягивает на себя одеяло зрительских симпатий. Посреди всего этого оглушительного безобразия Стэтхем сохраняет непроницаемую физиономию и проявляет чудеса акробатики и боевой подготовки. Нет, точно – этот мужик просто обязан стать новой иконой жанра «экшен»!
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001