В ролях: Евгений Цыганов, Яна Есипович, Сергей Цепов, Петр Зайченко, Юрий Кузнецов
По большому счету, единственная серьезная ошибка создателей фильма «Фарт» – это проскакивающее в рекламном ролике словосочетание «таёжный экшен». Нет, ребята, таежный экшен – это, простите, ерунда какая-то. Так и представляется в качестве главного героя таёжного экшена какой-нибудь егерь-мэн, бывший мент из Магадан-сити. Глупость, короче говоря. Но в остальном же попытку создать этакую северную вариацию на тему вестерна (нортерна, ха-ха! ) можно объявить засчитанной.
Вообще для советского кино эта тема новой и неожиданной никак не была – примеров подобных кинофильмов можно вспомнить великое множество. (Хотя мне лично в данный момент, положа руку на сердце, вспоминается только великолепная «Пропавшая экспедиция» и ее продолжение «Золотая речка»). Примеров же подобного кино в пост-советском пространстве я что-то не припомню – если и были они, то ушли куда-то мимо массового зрителя, как это случалось довольно часто. Хотелось бы думать, что «Фарт» станет этакой первой ласточкой в данном направлении – из соединения криминального сюжета и таежной романтики можно о-го-го сколько аппетитных возможностей высосать. Есть и еще одна причина, по которой хочется думать, что будут и другие фильмы, которые пойдут в том же направлении – «Фарт», при всем его угрюмом очаровании, фильм далеко не идеальный. Ставить его на пьедестал законодателя мод, пусть и в таком довольно узком жанре – многовато чести.
История бывшего военного, приехавшего в глухую сибирскую тайгу искать золото, развивается неторопливо, основательно. Вот и еще один момент, кстати, против использования словосочетания «таежный экшен» – всю первую половину фильма никакого экшена, собственно, в фильме и нету. Создатели фильма все больше накачивают атмосферу, и делают это совершенно правильно – суровые просторы, в которых разворачивается действие фильма, в их интерпретации принимают черты чего-то зловещего, отчасти даже мистического. И то, каким образом главному герою предлагают в самом начале решить свою судьбу, доказать, что он годен в золотоискатели (с помощью русской рулетки прямо в кабинете местного председателя), выглядит, с одной стороны, как полная дикость, однако совершенно не противоречит внутренней логике фильма. Еще один забавный момент – авторы «Фарта» очень ловко сочетают подобный околомистический подход с типично российским юмором. Пока главный герой стоит посреди кабинета председателя, приставив пистолет к виску и зажмурившись, партнер председателя по игре в шашки жалобно говорит «Ведь ремонт только что закончили!»
Еще одна прелесть «Фарта» состоит в том, что главный герой этого фильма – никакой вовсе не герой. Это не крутой мужик, без страха и упрека, но с огромной пушкой – это запутавшийся в своей жизни парень, прибывший искать золото по чрезвычайно дурацкой причине. (Момент, когда эти причина выясняется – один из лучших в фильме). И в погоню за укравшими золото бандитами он пускается нехотя, по принуждению. И решения, которые он принимает, выходят такими же – парадоксальными, импульсивными поступками человека, который толком не знает, как ему следует поступать. Бандиты тоже получились весьма выпуклыми и колоритными персонажами – несколько сцен, в которых они начинают дележ добычи, еще даже не добравшись домой, также стоит отнести к ключевым эпизодам фильма. В особенности эффектно обставлено убийство одного из них – на крупном плане раскрытого пакетика с золотом, когда все происходящее остаётся за кадром, и мы можем догадываться о нём только по звукам и по капающей на пакет крови. В фильме немало таких вот интересных находок и грамотно подобранных деталей. Вместе с отлично выдержанной атмосферой эти находки делают «Фарт» фильмом весьма достойным, пусть и не пользующимся всеми выпадающими ему возможностями по максимуму. Там, где получился фильм вполне достойный, мог бы быть фильм великолепный – ну да ладно, чего придираться зазря?
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001