В ролях: Том Круз, Филлип Сеймур Хоффман, Мишель Мойнаган, Винг Реймз, Джонатан Рис-Майерс, Мэгги Кью, Билли Крадап, Лоуренс Фишберн
Горюйте, поклонники! Радуйтесь, ненавистники! В фильме «Миссия: невыполнима – 3» Тома Круза убивают! Причем не кто-нибудь, а его собственная жена! Новость эта настолько хороша, что я не удержался и поставил ее в самом-самом начале обзора. Разумеется, в конце с Крузом всё будет хорошо, это и к гадалке не ходи – просто эта сцена с временной смертью и последующим возрождением главного героя (призванная быть весьма проникновенной, но наши зрители хихикали вовсю) в каком-то смысле полностью отражает сложную судьбу всего продолжения «Миссии». Оно тоже практически умерло, но потом возродилось.
Дорога третьей «Миссии» к зрителю была долгой и нервной. Изначально на должность режиссера был утвержден кудесник Дэвид Финчер. Известно даже, что в его варианте сюжетная линия касалась незаконной торговли человеческими органами в Африке. Финчер, однако, предпочел покинуть проект. Ему на замену взяли талантливого новичка Джо Карнахана, снявшего малоизвестный у нас, но невероятно сильный фильм «Наркобарон». Карнахан с энтузиазмом взялся за дело, однако всего за месяц до начала съемок также покинул фильм, сославшись на творческие разногласия с продюсером Томом Крузом. С актерами, собиравшимися играть в фильме, происходила примерно такая же чехарда. На различных этапах с фильмом связывались такие имена, как Кеннет Брана, Кэрри-Энн Мосс, Скарлетт Йоханссон и невеста Тома Круза Кэйти Холмс. В конце концов, проект возглавил Джей Джей Абрамс, создатель таких известных сериалов, как «Шпионка» и «Остаться в живых». И телевизионное прошлое Абрамса в третьей «Миссии» видно, как на ладони. В фильме нет ни визуального волшебства Финчера, ни брутальной поэтики Карнахана – Абрамса не особо интересуют подобные возвышенные материи. Он – режиссер-практик, привыкший достигать максимально эффективного решения творческой задачи в ограниченных временных рамках телевещания. Вот и с полнометражным художественным фильмом он работает точно так же – уверенно, по-деловому решает задачу развлечения зрителей, не отвлекаясь по мелочам.
В результате третья «Миссия» напоминает прекрасно подготовленную к гонкам по пустыне машину – все детали, мешающие увеличению скорости, сняты, все несущие конструкции максимально облегчены. Этакое чудо дизайна – сплошная отточенная функциональность, ни единого грамма лишнего веса. Механика создания шпионского блокбастера здесь доведена до какой-то практически кристальной чистоты – в своей конструкции Абрамс использует только те элементы, что были проверены временем. Молодая жена, от которой скрывают правду о работе спецагента; несанкционированная у начальства операция; стукач в собственном тылу, причем в самых высших эшелонах; забавный помощник откуда-нибудь из отдела технического снаряжения (в этой роли блистает английский комик Саймон Пегг, снявшийся недавно в отличной зомби-комедии «Shaun of the Dead») – всё это словно из учебника по съемкам фильмов о шпионах.
Даже эпизоды действия выглядят до чертиков знакомо – продолжительная перестрелка на мосту отсылает к «Правдивой лжи» (там, кажется, даже был тот же самый мост), сцена на заброшенном заводе передает привет Джону Ву (и фильму «Охота на пиранью», хи-хи), да и когда летящий с небоскреба Том Круз со звоном влетает в одно из окон, сразу становится ясно, что внутри он непременно встретится с очень удивленным уборщиком. Собранный Адамсом сюжетный конструктор настолько универсален, что становится решительно всё равно, кто именно бегает под пулями, расстреливая злодеев – Том Круз, Харрисон Форд или Арнольд Шварценеггер.
При этом экшен Абрамс снимает с точно такой же сосредоточенностью, что и всё остальное – вместо того, чтобы создать на экране масштабный визуальный спектакль, возможностей к чему сюжет даёт немало, он предпочитает сосредоточиться на эффекте вовлечения и принимается хаотично мотать камеру туда-сюда вместе с героями. Получается интересный эффект – размах вроде как присутствует, но оценить его масштаб целиком никак не выходит. По мне, так спецэффекты стоимостью в 150 лимонов долларов стоит снимать так, чтобы зритель открывал рот от восхищения, а не пытался вместе с героями увертываться от свистящих вокруг пуль, пока где-то за кадром гремят взрывы. Драйв, в общем, есть, а вот размаха недодали.
Зато в третьей «Миссии» есть одна очень приятная, чисто киношная деталь – всю свою стандартную сюжетную механику Абрамс выстраивает вокруг некой таинственной штуки под названием «Кроличья лапка». Что это такое, не знает практически никто из героев. Очень мило, что главным активизирующим фактором сюжета является, по сути, ничто, пустое место. В связи с этим так и хочется сказать создателям – да, дорогие, мы прекрасно понимаем, как сложно вам придумывать вменяемые мотивировки для создания двухчасового адреналинового балета. Расслабьтесь, мы согласны купиться на всё. Только сделайте нам красиво, пожалуйста.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001