В ролях: Брайан О’Хэллоран, Джефф Андерсон, Розарио Доусон, Дженнифер Швальбах, Джейсон Мьюз, Кевин Смит
Продолжительность – 97 м
У него получилось! А ведь были, были сомнения в том, что Кевин Смит сумеет правильно снять продолжение любимых многими и по своему великих «Клерков» – уж больно мягкотелыми были некоторые его последние фильмы, в особенности «Девушка из Джерси». Смит, однако, не подкачал. Хоть в финале вторых «Клерков» и прорывается немного пафоса, но путь к этому финалу получился чрезвычайно правильным – через цинизм, нигилизм, блестящее похабство, наезды на «Властелина колец» и секс с осликом. Да и потом, героям «Клерков» в этот раз уже за тридцать – им ведь действительно пора хоть чуть-чуть задумываться о своей жизни.
В первых «Клерках», снятых Смитом 12 лет назад за сущие копейки, ему удалось невероятно точно ухватить всю ту одуряющую скуку работы за прилавком мелких лавочек. В обоих фильмах по факту не происходит практически ничего – в первой части пиком событийности была игра в хоккей на крыше магазина, во второй же имеется эпический финал с участием полиции, пожарных и уже упоминавшегося выше ослика. Хотя справедливости ради отметим, что движухи во вторых «Клерках» будет всё же чуточку побольше. Старый магазинчик сгорел («Это что, террористы? Или я опять забыл выключить чайник? Чёрт, куда же я теперь буду приводить девок, когда мама будет дома?!»), и теперь Данте и Рэндалл трудятся в закусочной Mooby’s – один стоит за кассой, другой жарит гамбургеры. Туда же перебрались и Джей с Молчаливым Бобом, прямо под надпись “Eat pussy” на стене (не забывая сообщать заглядевшимся на столь нахальное граффити дамам, что они обожают это делать). Данте даже собирается жениться и уехать вместе с невестой во Флориду – там родители невесты обещают подарить молодоженам собственный дом и собственную автомойку. Правда, здесь, в Mooby’s имеется также симпатичная менеджер Бекки (совершенно неотразимая Розарио Доусон), которой Данте имел привычку красить ногти, а она почему-то забеременела.
Но в любом случае сила «Клерков» вовсе не в действии, а ровно наоборот. В том, чем Смит заполняет то формальное «ничего», что занимает большую часть фильма. В блестящих диалогах, в мелких нелепых ситуациях, в снайперски-точных нападках на поп-культуру и различные распространенные стереотипы. По традиции, для «Клерков» Смит пишет лучшие свои диалоги и шуточки. В новом фильме есть целая серия вербальных пикировок, которые сразу же хочется запомнить наизусть – прекрасный наезд Рэндалла на трилогию «Властелин колец», которую едва ли не обожествляют его юный придурковатый коллега и случайный покупатель («Они не гомики, они хоббиты!»), незабываемый монолог о троллях, живущих в причинных местах у девушек, феерический диалог о расизме с чернокожей парой клиентов. Никакая почтительность или политкорректность здесь и рядом не валялась – и в этом ещё одна немаловажная заслуга Смита. Он умудряется столь филигранно шутить на довольно опасные и пошлые темы, что получается ни капли не противно и гомерически смешно.
Львиная доля шуточек фильма – весьма ниже пояса, но отчего-то плеваться и возмущаться в их адрес совершенно не тянет. Вместо этого ржёшь в голос, как заведенный. Ещё одна несомненная удача Смита – это, конечно, Розарио Доусон в роли Бекки. Она хороша просто невероятно – особенно в той сцене, где она на крыше кафешки учит Данте танцевать. Впрочем, любому, кто видел фильм Оливера Стоуна «Александр», не нужно ничего рассказывать – тамошняя эротическая сцена с участием Доусон должна была намертво врезаться в память любому половозрелому гетеросексуальному мужчине. В общем, «зачот», как сказали бы в некоторых интернет-сообществах. Этим фильмом Смит вроде бы планирует закрыть тему, касающуюся Джея и Молчаливого Боба. Если так, то финал вышел достойный.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001