Walt Disney Pictures, 2003 год.
"…Я начал изучать пиратов восемнадцатого века. Задавался вопросом - почему так было, отчего они становились пиратами? Вначале казалось, что из-за денег, но я думаю, это было скорее во имя свободы. Быть на просторах, двигаясь вперед. Мне кажется, что пираты были своего рода звёздами рок-н-рола восемнадцатого века". Джонни Депп |
Двойное проклятие распроклятилось, ура! «Пираты Карибского моря» справились не только с чарами золота ацтеков, но и сняли куда более серьезное заклятие: поди уж лет десять как киношники обходили «пиратскую» тему стороной после оглушительного трескучего провала «Острова головорезов» (стоил под сотню, собрал чуть больше десятки). А тут раз – и в глаз! Если я правильно посчитал нули, то фильм, снятый по одноименному аттракциону Диснейленда, своим хорошо рассчитанным стартом на закате лета, когда ещё особенно «так не хочется работать», обошел всех, ну просто всех. «Нет» - матрицам, терминаторам, форсажам, детским садам; «да» - рому, золотым зубам, косичкам, саблям, фрегатам, полуистлевшим кариозным монстрам, пухлогубым красоткам, которые могут за себя постоять, и эльфам, под давлением настойчивых продюсеров переквалифицировавшимся во влюбленных кузнецов с плохой наследственностью! Хотя быть пиратом – разве это плохо?
Быть пиратом – это супер! Спросите у Джонни Деппа, тот так сроднился с Джеком Воробьем, что по окончании съемок у актера аж случились депрессия с меланхолией: «Когда вжился в роль, а это со мной случилось, потом пришлось пройти через декомпрессию. И депрессию. Было ощущение сродни «боже, шесть месяцев я был другим человеком и никогда больше его не встречу»». Встретишь, Джонни, не дрейфь, при такой кассе – сиквела не миновать!
Не знаю, согласится ли со мной общественность, но, по-моему, при всех миллионах и декорациях, при безусловных стараниях и заслугах остальных участников съемочного процесса, как-то: Джеффри Раша (злодей Барбосса), Орландо Блума (влюбленный кузнец), Кейры Найтли (пухлогубая красотка), на существующий уровень популярности и смотрибельности фильм вытягивает золотозубый Джонни, он, и только он. Я ни в коей мере не умаляю заслуги режиссера и продюсера (золотоискателей Гора Вербински и Джерри Брукхаймера соответственно), они поработали хорошо, они всё прекрасно организовали, но главная их удача и заслуга: они попустительствовали Деппу, они дали ему свободу. Не знаю дословно, что там приключилось, но, в общем, история гласит, что Депп, прочитав сценарий и дав «добро» на участие в фильме, добавил что-то вроде: "Кстати, я полностью переделал свою роль в вашем стомиллионном проекте. Вам придется либо мне поверить, либо заменить меня". И было их счастье в том, что они поверили. Ибо золотые фиксы, хиповские косицы, подводка, жесты, мимика, внутренний мир и приоритеты – это все добровольный вклад Деппа в образ Джека Воробья. Такой веселый колоритный раздолбай с временами голубанскими ужимочками и манерами – вспомните, все более или менее зажигательные моменты фильма связаны с ним. Просто cool forever! (Так что если у вас к этому актеру органическая неприязнь, делайте выводы.) Без Джека Воробья «Пираты Карибского моря» были бы дорогостоящей, помпезной, длинной и нудной мувкой. Он оживил трухлявую историю, достаточно шаблонную тяжеловесную сценарную конструкцию сделал характерной, легкой и обаятельной. К тому же дух свободы, который принес с собой Депп, постепенно пропитал всю съемочную группу. Люди болели морской болезнью, пили ром, сожгли чего-то там на треть миллиона (баксов, естественно), в общем, вопреки железной дисциплине Вербински и Брукхаймера, все славно повеселились. Актеры расслабились – персонажи ожили. Вспомните, как пресен был в начале Орландо Блум? А впоследствии этот бледный эстонский юноша раскочегарился настолько, что даже придумал славную сценку, где его герой пародирует жесты Джека Воробья. И вышло здорово!
Ещё понравились: злюка-обезьянка, музыка (монументальная оркестровая атака), масса управленческих поединков (Депп сделал из своего героя ещё и отчаянного интригана). Не понравилось: слишком длинно (парой пиратских перебежек с корабля на корабль, наверное, можно было пожертвовать) и невозможно хеппиэндовский хеппи-энд. Но, право слово, есть ради чего потерпеть.
Максим Потемкин